Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 22 апреля 2011 г. N 316
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сельская
 молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 07.02.2014 N 73, вступившего в силу с 7 февраля 2014 года.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 19 июля 2013 года)


____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июля 2013 г. N 506

____________________________________________________________________



В целях создания условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан и улучшения качества ее жизни Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

3. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан, участвующим в реализации Программы, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о ее выполнении.

4. Министерству финансов Республики Татарстан предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы в 2011-2015 годах исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.

5. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан:

принять меры, обеспечивающие реализацию Программы на соответствующей территории;

ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о выполнении Программы.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     


Долгосрочная целевая программа
"Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 22 апреля 2011 г. N 316)

     
Паспорт Программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2010 N 33 "О Плане мероприятий Кабинета Министров Республики Татарстан в 2010 году по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации"

Государственные заказчики Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Основной разработчик Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Цель Программы

Создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан

Задачи Программы

1. Создание системы информационного обеспечения сельской молодежи.
2. Создание условий для повышения социальной активности сельской молодежи.
3. Создание условий для повышения экономической активности сельской молодежи.
4. Содействие духовному, физическому и творческому развитию сельской молодежи

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 гг.

Перечень подпрограмм

1. Информационное обеспечение сельской молодежи.
2. Социальная активность сельской молодежи.
3. Экономическая активность сельской молодежи.
4. Духовное, физическое и творческое развитие сельской молодежи

Объемы и источники финансирования Программы

Средства бюджета Республики Татарстан исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан в объемах, определяемых и выделяемых в установленном порядке;
предполагаемые к привлечению средства местных бюджетов, внебюджетные источники

Ожидаемые конечные результаты Программы (индикаторы оценки результатов) по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

1. Удельный вес сельской молодежи, получившей различные виды консультаций (индивидуальной, электронной, телефонной) министерств, ведомств, органов местных самоуправлений, общественных и иных организаций, в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2,6

10,3

17,9

25,6

33,3

41

Удельный вес молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченной в деятельность региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан", в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

0,13

0,31

0,79

2,38

9,52

47,6

Увеличение доли сельской молодежи в представительных органах муниципальных образований Республики Татарстан, в общем количестве депутатов в 43 муниципальных образованиях Республики Татарстан, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

0,5

0,6

0,6

0,6

2,7

2,7

2. Удельный вес сельской молодежи, обучившейся социальному проектированию, в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

0,3

0,7

2,2

4,6

7,7

11,5

Удельный вес сельской молодежи, участвующей в реализации программ социального развития села, в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2,1

8,2

18,5

28,7

39

49,2

3. Удельный вес сельской молодежи, обучившейся основам бизнес-планирования, в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

0,5

2

4,4

7,5

11,4

15,9

Уменьшение доли безработных граждан в возрасте 16-29 лет, проживающих в сельской местности, в числе зарегистрированных в качестве безработных граждан в центрах занятости населения, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

28

27

26,5

26

25,5

25

Удельный вес сельской молодежи, участвующей в реализации программ экономического развития села, в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

0

0,4

0,8

1,2

1,6

2,1

4. Удельный вес сельской молодежи, вовлеченной в интеллектуально-творческие мероприятия, в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2,6

7,7

17,9

28,2

38,5

48,7

Удельный вес сельской молодежи, вовлеченной в физкультурно-оздоровительные мероприятия, в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2,6

10,3

20,5

30,8

41

51,3

Удельный вес сельской молодежи, участвующей в программах формирования здорового образа жизни, в общем количестве сельской молодежи, %

Базовый год (2010 г.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2,6

10,3

23,1

35,9

48,7

61,5

     
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В настоящее время в Республике Татарстан проживают 3768,6 тыс. человек. При этом численность сельского населения составляет 944,7 тыс. человек, то есть 25,1 процента всего населения республики. Число сельской молодежи (населения в возрасте от 15 до 29 лет) равно 195,2 тыс. человек, что составляет 20,7 процента от всего сельского населения республики и 21,6 процента от численности всей молодежи Республики Татарстан.

Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях в социально-демографической сфере на селе. В сельской местности наблюдается отрицательный естественный прирост населения. В 2008 году он составил - 5,4 на 1000 человек населения (для сравнения: в городах - +0,1 на 1000 человек населения, по республике - -1,2 на 1000 человек населения). Численность сельского населения ежегодно сокращается примерно на 5,4 тыс. человек. Одной из главных причин этого процесса является рост миграционного оттока сельской молодежи в город. Основной отток из села идет за счет молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Именно эта часть населения является наиболее трудоспособной и грамотной, строит семью, на нее приходится три четверти рождающихся детей. Велик в сельской местности коэффициент демографической нагрузки - на 1000 человек трудоспособного населения здесь приходится 760,5 ребенка в возрасте до 15 лет и лиц пенсионного возраста, при этом средняя продолжительность жизни сельчан составляет 67,9 года (2007 год), что на 2 года меньше, чем у горожан.

Среди сельской молодежи наблюдаются негативные тенденции, связанные, прежде всего, с сокращением численности лиц моложе трудоспособного возраста. Если в 1989 году численность сельского населения в возрасте до 14 лет составляла 222 тыс. человек, то в 2002 году - 200 тыс. человек, а на начало 2009-го - уже только 157,6 тыс. человек. Эти данные позволяют говорить о снижении в перспективе потенциала трудовых ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса республики.

Исследования социального самочувствия сельской молодежи показывают, что сегодня лишь 48,4 процента ее полностью удовлетворены своей жизнью. Неудовлетворенность в различной степени испытывают больше половины представителей молодого поколения (51,7 процента).

Сельская молодежь, как социальная группа, не имеет в полном смысле слова собственного социального положения. Она образует возрастную группу населения, отражающую уровень развития всего современного молодого поколения со всеми его проблемами. В селе они более ярко выражены. В молодежной среде сельской местности особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей, эмоциональная бедность, заниженность нравственных оценок своего и чужого поведения. А результат этого - пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него.

Активность сельской молодежи в мире информации и коммуникаций за последние 15 лет очень сильно изменилась. Практически не используются в поле активного молодежного обращения такие информационные каналы, как книги, радио и газеты.

Вместе с тем информационное поле выполняет в сельском социуме особые дополнительные, своего рода компенсаторные, социальные функции: психологические, культурологические, познавательные, образовательные, развлекательно-досуговые, идеологические (мировоззренческие). Главная задача в развитии информационной активности сельской молодежи состоит в оказании ей информационно-разъяснительной поддержки.

Безусловно, сеть Интернет - один из самых перспективных для села информационно-ресурсных каналов. Информационная активность сельской молодежи в этом самом динамично развивающемся коммуникативном пространстве последовательно усиливается. Но пока сельская молодежь по интенсивности использования сети Интернет значительно уступает городской молодежи.

Не менее важной задачей является сегодня развитие проектной деятельности и развитие предпринимательства среди сельской молодежи. А это невозможно без обучения ее социальному проектированию, бизнес-планированию. Сейчас это можно сделать благодаря сети Интернет, используя дистанционное обучение и программы вебинаров.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Социальное инновационное проектирование является фактором развития молодежной среды, способствует становлению личности, ее социализации, обретению ею определенных видов навыков и наиболее полноценного участия в жизни гражданского общества.

Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и другие функции, особенно в сфере государственной молодежной политики, физической культуры и спорта. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда, умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

В условиях экономического кризиса вопросы трудоустройства молодежи становятся все более актуальными. Осознавая складывающуюся ситуацию, молодые люди начинают искать все новые способы реализации своего потенциала. По мнению Премьер-министра Российской Федерации В.В. Путина, малый и средний бизнес является очень гибкой формой хозяйствования, быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда. В одном из своих выступлений Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов поставил цель превратить республику не только в потребителя, но и в разработчика инновационных технологий. По его словам, этого можно достичь только на основе опережающего развития предпринимательства, а именно малый и средний бизнес должен сформировать средний класс республики - надежную опору инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. Для этого первоначально требуется обучение элементарным навыкам бизнес-планирования с целью решения вопросов самозанятости и развития малого и среднего предпринимательства на селе.

Сельская молодежь испытывает определенные трудности и в организации досуга. Исследования показывают, что центром культурной жизни сельской молодежи остается сельский клуб. Его посещают 43,2 процента представителей молодого поколения. Занимаются физической культурой и спортом на спортивной площадке 26,7 процента, посещают библиотеку 17,3 процента сельской молодежи. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что фактически каждый четвертый представитель сельской молодежи (26,3 процента) вообще не посещает культурно-досуговые учреждения.

Закономерно, что лишь 8,6 процента сельской молодежи удовлетворены организацией досуга. Потребности сельской молодежи в области организации досуга за последние годы возросли, но не находят реального воплощения. Это происходит на фоне сокращения культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Если в 2000 году в сельской местности было 2130 учреждений культурно-досугового типа и 600 киноустановок, то в 2007 году их осталось соответственно лишь 2036 и 270.

Указанные факторы усиливают мотивацию миграции молодежи в города, ориентацию на поиски трудовой занятости вне сельского социума. Как показывают исследования, для 57,7 процента сельской молодежи мотивом переезда служит желание учиться, для 78 процентов - плохие условия труда, для 69,2 процента - низкий уровень оплаты труда, для 50 процентов - отсутствие интересного досуга. В то же время при условии решения проблем сельской молодежи две трети ее остались бы на селе.

В целях решения стоящих перед сельской молодежью проблем региональной общественной организацией "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" создана организационная структура, представляющая интересы и стремления сельской молодежи.

В ряде муниципальных образований Республики Татарстан на сегодняшний день избраны руководители местных отделений региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" на общественных началах. Но отсутствие системного методического и материально-технического обеспечения местных отделений не позволяет достичь требуемых позитивных изменений.

До тех пор, пока не совершится качественный прорыв в этом вопросе, многие усилия и инициативы в молодежной сфере будут иметь ограниченный круг действия, а значит и неполный социальный и экономический эффект.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности разработки комплексной системы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни сельской молодежи республики.

Социально-экономическое развитие республики в различных областях (образование, здравоохранение, связь, транспорт и т.д.), модернизация образа жизни в сельских районах и повышение их привлекательности в результате перспективных направлений деятельности позволит создать оптимальные возможности для сельской молодежи, желающей именно в сельской местности строить свое будущее.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»