Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 22 апреля 2011 г. N 316
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сельская
молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 07.02.2014 N 73, вступившего в силу с 7 февраля 2014 года.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 19 июля 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июля 2013 г. N 506
____________________________________________________________________
В целях создания условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан и улучшения качества ее жизни Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
3. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан, участвующим в реализации Программы, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о ее выполнении.
4. Министерству финансов Республики Татарстан предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы в 2011-2015 годах исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
5. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан:
принять меры, обеспечивающие реализацию Программы на соответствующей территории;
ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о выполнении Программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 22 апреля 2011 г. N 316)
Паспорт Программы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа) | |||||||||
Дата принятия решения о разработке Программы | ||||||||||
Государственные заказчики Программы | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | |||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан | |||||||||
Основной разработчик Программы | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан | |||||||||
Цель Программы | Создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан | |||||||||
Задачи Программы | 1. Создание системы информационного обеспечения сельской молодежи. | |||||||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2015 гг. | |||||||||
Перечень подпрограмм | 1. Информационное обеспечение сельской молодежи. | |||||||||
Объемы и источники финансирования Программы | Средства бюджета Республики Татарстан исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан в объемах, определяемых и выделяемых в установленном порядке; | |||||||||
Ожидаемые конечные результаты Программы (индикаторы оценки результатов) по годам и показатели бюджетной эффективности Программы | 1. Удельный вес сельской молодежи, получившей различные виды консультаций (индивидуальной, электронной, телефонной) министерств, ведомств, органов местных самоуправлений, общественных и иных организаций, в общем количестве сельской молодежи, % | |||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
2,6 | 10,3 | 17,9 | 25,6 | 33,3 | 41 | |||||
Удельный вес молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченной в деятельность региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан", в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
0,13 | 0,31 | 0,79 | 2,38 | 9,52 | 47,6 | |||||
Увеличение доли сельской молодежи в представительных органах муниципальных образований Республики Татарстан, в общем количестве депутатов в 43 муниципальных образованиях Республики Татарстан, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 2,7 | 2,7 | |||||
2. Удельный вес сельской молодежи, обучившейся социальному проектированию, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
0,3 | 0,7 | 2,2 | 4,6 | 7,7 | 11,5 | |||||
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в реализации программ социального развития села, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
2,1 | 8,2 | 18,5 | 28,7 | 39 | 49,2 | |||||
3. Удельный вес сельской молодежи, обучившейся основам бизнес-планирования, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
0,5 | 2 | 4,4 | 7,5 | 11,4 | 15,9 | |||||
Уменьшение доли безработных граждан в возрасте 16-29 лет, проживающих в сельской местности, в числе зарегистрированных в качестве безработных граждан в центрах занятости населения, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
28 | 27 | 26,5 | 26 | 25,5 | 25 | |||||
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в реализации программ экономического развития села, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
0 | 0,4 | 0,8 | 1,2 | 1,6 | 2,1 | |||||
4. Удельный вес сельской молодежи, вовлеченной в интеллектуально-творческие мероприятия, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
2,6 | 7,7 | 17,9 | 28,2 | 38,5 | 48,7 | |||||
Удельный вес сельской молодежи, вовлеченной в физкультурно-оздоровительные мероприятия, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
2,6 | 10,3 | 20,5 | 30,8 | 41 | 51,3 | |||||
Удельный вес сельской молодежи, участвующей в программах формирования здорового образа жизни, в общем количестве сельской молодежи, % | ||||||||||
Базовый год (2010 г.) | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
2,6 | 10,3 | 23,1 | 35,9 | 48,7 | 61,5 |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящее время в Республике Татарстан проживают 3768,6 тыс. человек. При этом численность сельского населения составляет 944,7 тыс. человек, то есть 25,1 процента всего населения республики. Число сельской молодежи (населения в возрасте от 15 до 29 лет) равно 195,2 тыс. человек, что составляет 20,7 процента от всего сельского населения республики и 21,6 процента от численности всей молодежи Республики Татарстан.
Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях в социально-демографической сфере на селе. В сельской местности наблюдается отрицательный естественный прирост населения. В 2008 году он составил - 5,4 на 1000 человек населения (для сравнения: в городах - +0,1 на 1000 человек населения, по республике - -1,2 на 1000 человек населения). Численность сельского населения ежегодно сокращается примерно на 5,4 тыс. человек. Одной из главных причин этого процесса является рост миграционного оттока сельской молодежи в город. Основной отток из села идет за счет молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Именно эта часть населения является наиболее трудоспособной и грамотной, строит семью, на нее приходится три четверти рождающихся детей. Велик в сельской местности коэффициент демографической нагрузки - на 1000 человек трудоспособного населения здесь приходится 760,5 ребенка в возрасте до 15 лет и лиц пенсионного возраста, при этом средняя продолжительность жизни сельчан составляет 67,9 года (2007 год), что на 2 года меньше, чем у горожан.
Среди сельской молодежи наблюдаются негативные тенденции, связанные, прежде всего, с сокращением численности лиц моложе трудоспособного возраста. Если в 1989 году численность сельского населения в возрасте до 14 лет составляла 222 тыс. человек, то в 2002 году - 200 тыс. человек, а на начало 2009-го - уже только 157,6 тыс. человек. Эти данные позволяют говорить о снижении в перспективе потенциала трудовых ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса республики.
Исследования социального самочувствия сельской молодежи показывают, что сегодня лишь 48,4 процента ее полностью удовлетворены своей жизнью. Неудовлетворенность в различной степени испытывают больше половины представителей молодого поколения (51,7 процента).
Сельская молодежь, как социальная группа, не имеет в полном смысле слова собственного социального положения. Она образует возрастную группу населения, отражающую уровень развития всего современного молодого поколения со всеми его проблемами. В селе они более ярко выражены. В молодежной среде сельской местности особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей, эмоциональная бедность, заниженность нравственных оценок своего и чужого поведения. А результат этого - пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него.
Активность сельской молодежи в мире информации и коммуникаций за последние 15 лет очень сильно изменилась. Практически не используются в поле активного молодежного обращения такие информационные каналы, как книги, радио и газеты.
Вместе с тем информационное поле выполняет в сельском социуме особые дополнительные, своего рода компенсаторные, социальные функции: психологические, культурологические, познавательные, образовательные, развлекательно-досуговые, идеологические (мировоззренческие). Главная задача в развитии информационной активности сельской молодежи состоит в оказании ей информационно-разъяснительной поддержки.
Безусловно, сеть Интернет - один из самых перспективных для села информационно-ресурсных каналов. Информационная активность сельской молодежи в этом самом динамично развивающемся коммуникативном пространстве последовательно усиливается. Но пока сельская молодежь по интенсивности использования сети Интернет значительно уступает городской молодежи.
Не менее важной задачей является сегодня развитие проектной деятельности и развитие предпринимательства среди сельской молодежи. А это невозможно без обучения ее социальному проектированию, бизнес-планированию. Сейчас это можно сделать благодаря сети Интернет, используя дистанционное обучение и программы вебинаров.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Социальное инновационное проектирование является фактором развития молодежной среды, способствует становлению личности, ее социализации, обретению ею определенных видов навыков и наиболее полноценного участия в жизни гражданского общества.
Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и другие функции, особенно в сфере государственной молодежной политики, физической культуры и спорта. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда, умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
В условиях экономического кризиса вопросы трудоустройства молодежи становятся все более актуальными. Осознавая складывающуюся ситуацию, молодые люди начинают искать все новые способы реализации своего потенциала. По мнению Премьер-министра Российской Федерации В.В. Путина, малый и средний бизнес является очень гибкой формой хозяйствования, быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда. В одном из своих выступлений Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов поставил цель превратить республику не только в потребителя, но и в разработчика инновационных технологий. По его словам, этого можно достичь только на основе опережающего развития предпринимательства, а именно малый и средний бизнес должен сформировать средний класс республики - надежную опору инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. Для этого первоначально требуется обучение элементарным навыкам бизнес-планирования с целью решения вопросов самозанятости и развития малого и среднего предпринимательства на селе.
Сельская молодежь испытывает определенные трудности и в организации досуга. Исследования показывают, что центром культурной жизни сельской молодежи остается сельский клуб. Его посещают 43,2 процента представителей молодого поколения. Занимаются физической культурой и спортом на спортивной площадке 26,7 процента, посещают библиотеку 17,3 процента сельской молодежи. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что фактически каждый четвертый представитель сельской молодежи (26,3 процента) вообще не посещает культурно-досуговые учреждения.
Закономерно, что лишь 8,6 процента сельской молодежи удовлетворены организацией досуга. Потребности сельской молодежи в области организации досуга за последние годы возросли, но не находят реального воплощения. Это происходит на фоне сокращения культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Если в 2000 году в сельской местности было 2130 учреждений культурно-досугового типа и 600 киноустановок, то в 2007 году их осталось соответственно лишь 2036 и 270.
Указанные факторы усиливают мотивацию миграции молодежи в города, ориентацию на поиски трудовой занятости вне сельского социума. Как показывают исследования, для 57,7 процента сельской молодежи мотивом переезда служит желание учиться, для 78 процентов - плохие условия труда, для 69,2 процента - низкий уровень оплаты труда, для 50 процентов - отсутствие интересного досуга. В то же время при условии решения проблем сельской молодежи две трети ее остались бы на селе.
В целях решения стоящих перед сельской молодежью проблем региональной общественной организацией "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" создана организационная структура, представляющая интересы и стремления сельской молодежи.
В ряде муниципальных образований Республики Татарстан на сегодняшний день избраны руководители местных отделений региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" на общественных началах. Но отсутствие системного методического и материально-технического обеспечения местных отделений не позволяет достичь требуемых позитивных изменений.
До тех пор, пока не совершится качественный прорыв в этом вопросе, многие усилия и инициативы в молодежной сфере будут иметь ограниченный круг действия, а значит и неполный социальный и экономический эффект.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности разработки комплексной системы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни сельской молодежи республики.
Социально-экономическое развитие республики в различных областях (образование, здравоохранение, связь, транспорт и т.д.), модернизация образа жизни в сельских районах и повышение их привлекательности в результате перспективных направлений деятельности позволит создать оптимальные возможности для сельской молодежи, желающей именно в сельской местности строить свое будущее.