16.1. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник или заместитель начальника Инспекции по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня поступления протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
16.2. В начале рассмотрения административного дела должностное лицо Инспекции, рассматривающее дело, объявляет:
- какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи (статей) КоАП РФ привлекается к административной ответственности;
- кто рассматривает дело - должность, фамилия, имя, отчество лица, рассматривающего дело (при этом лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, их законные представители вправе попросить должностное лицо предъявить служебное удостоверение);
- кто из участвующих по делу лиц явился на рассмотрение (физическое лицо, законный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его представитель привлекаемого к административной ответственности, иные лица). При этом в случае необходимости следует удостовериться в личности этих лиц, проверить полномочия законного представителя лица, защитника и иного представителя;
- установление причины неявки участников производства по делу об административном правонарушении.
16.3. После оглашения указанных сведений принимается решение о возможности рассмотрения дела в условиях такой явки участников производства.
16.4. Рассмотрение дела может быть отложено соответствующим определением (приложение N 12), если:
- необходима явка участника рассмотрения дела;
- необходимо получение дополнительных материалов по делу или назначение экспертизы;
- поступило заявление об отводе или самоотводе лица, рассматривающего дело;
- поступило заявление об отводе специалиста, эксперта, переводчика.
16.5. В это же время должностным лицом могут быть вынесены определения:
- о доставлении или приводе физического лица (либо законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя), привлекаемого к административной ответственности, свидетеля и иного лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела (приложения N 13, N 13а);
- о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, т.е. передаче дела должностному лицу (органу) к компетенции которого относится рассмотрение данного административного дела (приложение N 14).
16.6. В случае принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1-25.10 КоАП РФ.
16.7. Разъяснение прав и обязанностей состоит в их перечислении. Затем участникам производства задается вопрос, понятно ли им, какие права они имеют, какие обязанности на них возлагаются. По просьбе участника производства права, обязанности могут быть уточнены. Информирование лиц, участвующих в рассмотрении дела, об их правах, обязанностях и возможной ответственности на основании статьи 17.9 КоАП РФ необходимо для того, чтобы они могли реализовать свои права и исполнить обязанности.
16.8. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
16.9. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
16.10. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ для представляемых ими лиц.
16.11. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
16.12. Свидетель обязан явиться по вызову должностного лица, в производстве которых находится административное дело, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и в случае необходимости удостоверить своей подписью правильность показаний. Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика.
16.13. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.
16.14. Далее рассматриваются отводы и ходатайства по делу, если они заявлены.
16.15. Если рассмотрение дела об административном правонарушении продолжено, должностное лицо Инспекции оглашает протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснение(я) физического лица, должностного лица, (законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя), привлекаемого к административной ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
16.16. Последовательность исследования материалов административного дела устанавливает должностное лицо, рассматривающее дело.
16.17. По инициативе лица, рассматривающего административное дело, а также по ходатайствам участников рассмотрения дела могут быть привлечены и исследованы дополнительные доказательства (вызов и опрос свидетелей, специалистов, исследование документов, повторный опрос и т.д.).
16.18. На основе исследованных доказательств и презумпции невиновности должностное лицо, рассматривающее дело, делает выводы, о том: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли в этом лицо, привлекаемое к ответственности; как следует квалифицировать его действия; допущены ли в ходе производства по делу процессуальные нарушения и являются ли они серьезными; не существует ли обстоятельств, исключающих производство по делу, а также устанавливает иные факты, значимые для правильного разрешения административного дела и определения вопроса о виде и размере административного взыскания, налагаемого на виновное лицо.