Российская Федерация добилась существенных результатов в реформировании системы образования, успешной во многих аспектах, но и имеющей определенные изъяны, унаследованные от СССР. Советская система образования славилась подготовкой инженеров и ученых высочайшего уровня. Ее характерными чертами были институциональная специализация и отсутствие гибкости, вытекающие из концепции образования как подготовки для плановой экономики, а также чрезмерная централизация.
В течение последних лет проводится серьезная модернизация образования - приняты и реализуются Федеральная программа развития образования, приоритетный национальный проект "Образование", Президентом Российской Федерации утверждена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Однако многое еще предстоит сделать для устранения пробелов в стратегии модернизации, а также для успешной реализации ее важнейших направлений. В недостаточной мере осуществляются шаги, меняющие ориентацию управления образованием на достижение конкретных результатов. В школьном образовании эту ситуацию показывают, в частности, результаты исследования Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (PISA, TIMSS). Они выявили, что одновременно с наличием уверенных математических и естественно-научных знаний российским учащимся не хватает навыков применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях. Формирование прикладных умений требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования. Более того, за этим должно последовать обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Профессиональное обучение оказалось самым трудным участком для модернизации. Система начального и среднего профессионального образования не смогла поддержать темп преобразований в экономике. Ей по-прежнему свойственны избыточное количество специальностей и недостаточное внимание к гибким, применимым в различных профессиях ключевым навыкам.
Одной из проблем, на решение которых направлена Концепция модернизации образования Российской Федерации, является обеспечение равенства доступа к образованию. Государственное финансирование общего образования по международным стандартам остается на низком уровне (например, затраты на одного ученика в США - 11 301 доллар США, в Дании - 9 675 долларов США, а в Российской Федерации - 1 857 долларов США) и неравномерно распределяется географически (в частности, в Северо-Западном федеральном округе на одного ученика приходится 78,5 тыс. рублей, в Сибирском - 59,6 тыс. рублей, в Приволжском - 48,1 тыс. рублей).
Существенным фактором, который окажет сильное воздействие на все уровни образования в течение двух следующих десятилетий, является сокращение рождаемости, наблюдающееся с 1989 года. По оценке ООН, в России к 2015 г. произойдет сокращение числа детей в возрастных группах 5 - 14 лет и 15 - 19 лет на 38 процентов и 47 процентов соответственно по сравнению с 2000 годом. В принципе это даст возможность распределять образовательные ресурсы среди меньшего числа учащихся. Однако, поскольку среднее число учащихся, приходящихся в Российской Федерации на одного учителя, и без того находится на низком уровне - 11,5 (в странах ОЭСР этот показатель равен 14,3), направление потенциально сэкономленных средств в систему образования может оказаться непростым делом. Это, прежде всего, касается сельских школ, функционирование которых будет зависеть от дальнейшего оттока населения из села.
В последние годы Правительство Российской Федерации сделало ряд существенных шагов, предусмотренных в Концепции модернизации российского образования. Их целью является повышение качества образования, расширение доступа к нему и повышение его экономической эффективности. Были разработаны и внедрены государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования. В средней школе вводятся гибкие программы профильного обучения. Последовательное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование обеспечивает доступ к качественному образованию для детей, проживающих в удаленных районах.
С 2009 года единый государственный экзамен стал обязательной формой итоговой аттестации.
Во многих регионах страны школы получили финансовую самостоятельность и ввели прозрачные формы управления с участием общественности, что позволило повысить эффективность использования бюджетных средств. Этой же цели, а также повышению доступности качественного образования способствовала реструктуризация сети школ в сельских районах.
Опыт реализации Программы модернизации образования выявил некоторые серьезные пробелы в исходной концепции, а также проблемы некоторых ключевых реформ. Так, несмотря на поставленную Президентом Российской Федерации в 2000 г. задачу введения подушевого финансирования общего образования в Российской Федерации, опыт регионов, взявшихся за ее решение, показывает, что единый и простой путь реализации данного направления реформ пока не найден. Поэтому крайне важно траекторию развития образовательной системы Республики Татарстан выстраивать с учетом всех тенденций, связанных с модернизацией системы образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях.