Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2010 - 2015 ГОДЫ "КИЛЭЧЭК" - "БУДУЩЕЕ" (с изменениями на: 31.12.2011)

Образование в Республике Татарстан

Активное социально-экономическое развитие Республики Татарстан требует формирования инновационной экономики, основанной на знаниях. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость кардинального обновления системы образования региона. Главным фактором успешности инновационного развития Татарстана становится человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения умения, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Такого человека может подготовить только эффективная, ориентированная на развитие система образования.

Сложившаяся на сегодняшний день система образования в Республике Татарстан характеризуется наличием ряда проблем и противоречий:

Снижение качества образования на всех уровнях. Появившиеся в последние годы технологии количественных измерений, в том числе единый государственный экзамен и аналогичные ему механизмы контроля, позволяют объективно оценивать качество работы учреждений образования. Результаты последних лет показывают, что уровень качества образования имеет нисходящую тенденцию.

Образовательные уровни не имеют эффективных связей и механизмов согласования. У всех участников образовательного процесса и у общества в целом есть понимание необходимости непрерывного образования с согласованными целью и задачами. Но реализации такой модели препятствует ряд негативных факторов - отсутствие единого понимания ее структуры и инструментов реализации, неэффективное распределение полномочий управления среди уровней государственной власти, инертность работодателей и т.д.

Низкая экономическая эффективность системы образования. Объем денежных средств, выделяемых на функционирование и развитие образования, расходуется недостаточно эффективно. Например, определенная часть от консолидированного бюджета общего образования направляется на финансирование малокомплектных школ, в которых трудно обеспечить современный уровень качества образования.

Недостатки в кадровом обеспечении системы образования Республики Татарстан. Анализ лучших образовательных систем показывает, что для достижения высокого качества образования роль хорошего учителя является приоритетной. Оснащение школы современными учебными средствами, создание комфортных условий для обучения не дадут желаемого эффекта без существенного повышения кадрового потенциала отрасли. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации требует серьезной модернизации.

Устаревание инфраструктуры и материально-технической базы системы образования. Активное развитие и усложнение технологий влечет за собой потребность в обновлении парка средств обучения, соответствующем темпам развития общества.

Недостаточная степень интеграции с региональной экономикой. Система образования не имеет эффективных механизмов двусторонней связи с реальным сектором экономики региона. Это приводит к ошибкам в направлениях и содержании подготовки специалистов, к необходимости формирования излишних объемов последующего корпоративного обучения. Необходимо создавать условия для участия бизнеса в формировании программ профессионального образования, оценки качества подготовки специалистов и эффективности работы учреждений образования.

Слабая инфраструктура научно-технического творчества детей и молодежи. Существовавшая с советских времен система научно-технических кружков для детей и молодежи практически потеряна. Важно понимать, что именно на этапе школьного развития ребенка в него можно заложить постоянный интерес к науке и технике, сформировать устойчивую привычку к умственному и физическому труду, создать мотивацию для самообучения и саморазвития. Татарстанский бизнес имеет возможность активно содействовать развитию этого направления, так как это прямые инвестиции в человеческий капитал.

Отсутствие системы целенаправленной работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью. Сегодня эта деятельность в основном сведена к выявлению одаренных детей путем проведения олимпиад и конкурсов разного уровня и предметной направленности. Однако в работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью практически отсутствует система сопровождения их развития и закрепления на более высоких уровнях образования и экономики. Необходимо создать и обеспечить эффективную функциональную систему целенаправленного и непрерывного выявления, отбора, сопровождения и закрепления одаренных детей от детского сада до вуза, создать круглогодичные центры для одаренных детей, сеть специализированных школ-интернатов, центров для одаренных детей и молодежи различного профиля, повысить эффективность работы учреждений дополнительного образования детей по данному направлению.

Дефицит учреждений дошкольного образования. Первым шагом здесь должен стать комплексный аудит этой потребности. Значительные государственные инвестиции, которых потребует развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, должны иметь обоснование в виде реальных данных о потребностях населения. Важно развивать новые формы дошкольного образования - частные, семейные детские сады, группы на предприятиях и т.д.

Низкая эффективность национального образования. Республика Татарстан - субъект Российской Федерации, где развитие татарского языка, литературы и культуры поддерживается на государственном уровне. Однако значительные средства, вкладываемые республикой в это направление образования, на сегодняшний день дают крайне низкие результаты.

Разбалансированность системы профессионального образования. Опасные дисбалансы сложились по уровням профобразования с явным доминированием высшего образования; по направлениям подготовки (количество обучающихся по социо-гуманитарным специальностям превышает число обучающихся по естественно-научному и инженерно-техническому направлениям); по формам обучения (заочные формы превысили очные).

Наряду с вышеизложенными существует также целый ряд проблем разных уровней системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. Для каждого из этих уровней образования характерна своя ситуация с качеством образования.

Инфраструктура системы образования Республики Татарстан, ее управление, содержание и технологии обучения, и самое главное - ценностные ориентации всех участников образовательного процесса не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к системе образования. Назрела необходимость разработки комплексного программного документа, определяющего основные направления модернизации региональной системы образования с учетом радикально изменившегося мира.

При разработке Стратегии изначально было определено, что модернизация затронет все уровни образования и будет системной и непрерывной. Реализацию такого подхода способна обеспечить лишь совокупность программ развития каждого уровня образования, объединенная единым стратегическим видением и подчиненная общим цели и задачам.

В рамках разработки Стратегии был проведен SWOT-анализ существующей системы образования Республики Татарстан, итоги которого суммированы в таблице, представленной ниже.

S

Сильные стороны системы

образования Республики Татарстан

 Значительное количество

талантливых и одаренных детей и

молодежи

 Значительный объем финансовых

ресурсов, направляемых в систему

образования

 Опыт разработки и реализации

уникальных образовательных

проектов ("Алгарыш", проекты в

рамках приоритетного

национального проекта

"Образование" и т.д.)

 Наличие "кредита доверия" к

системе образования со стороны

населения (данные

социсследования)

 Наличие крупных образовательных

и исследовательских центров

 Активное участие работников

образования в управлении отраслью

(например, корпус аттестационных

экспертов - только учителя)

 Участие представителей

республиканской системы

образования в разработке

федеральных проектов (в том числе

работа по федеральным

государственным образовательным

стандартам)

 Активное внедрение новых

организационно-правовых форм

(развитая сеть автономных

образовательных учреждений)

 Разветвленная система

национального и этнокультурного

образования

 Высокая степень

компьютеризации и интернетизации

учреждений образования            

W

Слабые стороны системы образования

Республики Татарстан

 Недостаточное качество образования

на всех его уровнях

 Неэффективная система управления

образованием и распределения

финансовых ресурсов

 Несбалансированная инфраструктура

системы образования (большое число

малокомплектных школ, избыточность

вузовской сети и т.д.)

 Отсутствие эффективной системы

подготовки педагогических кадров и

управленцев

 Недостаточный уровень и темпы

обновления материально-технической

базы образования

 Недостаточная ориентация

образования на реальное применение

получаемых знаний в жизни (результаты

международного тестирования PISA,

TIMSS)

 Неразвитость стимулирующих

механизмов в оплате труда учителей

 Низкая эффективность использования

существующих средств и решений в

образовательной деятельности

(например, слабо используется

имеющаяся ИКТ-инфраструктура

образования)                          

O

Возможности системы образования

Республики Татарстан

 Позиционирование системы

образования как ключевого

поставщика ресурсов для

инновационного развития экономики

региона

 Наличие политической воли к

модернизации и развитию системы

образования

 Значительный объем

привлекаемых ресурсов для

интенсивного развития отрасли и

повышения качества образования

(бюджетное финансирование и т.д.)

 Создание активного,

эффективного и дееспособного

педагогического корпуса

Республики Татарстан через

формирование "критической массы"

учителей новой формации (учителей

-лидеров) и стимулирования

ориентации на результат среди

действующих учителей

 Развитие новых форм обучения

(дистанционное образование и

т.д.), позволяющих оптимизировать

затраты, повысив при этом

качество образования и

конкурентоспособность выпускников

 Значительный потенциал

реструктуризации системы

образования (финансовой,

инфраструктурной, кадровой и

т.д.)

 Внедрение новых форм и методов

контроля качества образования

 Интеграция с глобальным

образовательным пространством на

всех его уровнях

 Переход в фазу практического

внедрения информационно-

коммуникативных технологий в

образовательный процесс           

Т

Угрозы системы образования Республики

Татарстан

 Низкий престиж педагогической

профессии

 Низкая эффективность освоения

привлекаемых ресурсов

 Отсутствие целостной и эффективной

системы управления отраслью

 Низкий уровень заработной платы в

образовательной отрасли

 Низкий профессиональный уровень

менеджмента системы образования

 Дефицит эффективных механизмов

управления отраслью и организации ее

функционирования

 Значительный объем избыточной,

"бумажной" работы в отрасли

 Недостаточная мотивированность

муниципальных властей в повышении

качества образования

 Старение педагогических кадров

 Недостаточный уровень

профессиональной подготовки молодых

педагогов

 Кадровый дисбаланс по возрастным

группам на всех уровнях образования

(преобладание педагогов

предпенсионного и пенсионного

возраста), отсутствие качественной

системы воспроизводства

педагогических кадров

 Нарастающая конкуренция со стороны

поставщиков образовательных услуг из

других регионов Российской Федерации

и зарубежья

 Неравномерное развитие

образовательных систем

муниципалитетов

 Низкий уровень интеграции системы

образования с региональной экономикой

 Несовершенство нормативно-правового

обеспечения системы образования       


Таблица 1. SWOT-анализ системы образования Республики Татарстан