Информационно-консультационная поддержка малого и среднего бизнеса включает в себя проведение обучающих бесплатных семинаров, совещаний, заседаний "круглых столов" и т.д. для предпринимателей на актуальные темы ведения бизнеса.
В Республике Татарстан действует единая справочно-консультационная служба "Скорая помощь предпринимателю" (071) и "Горячая линия для предпринимателей" в рамках интернет-портала Правительства Республики Татарстан (071.tatar.ru).
С 2009 года стартовали новые проекты:
"Скорая юридическая помощь" - оказание неотложной юридической помощи субъектам малого предпринимательства по многоканальному телефону "горячей линии", а в случае необходимости - бесплатное оказание юридических услуг субъектам малого предпринимательства с выездом к заказчику. Реализация проекта начата в июне 2009 года. Поддержка оказана более чем 300 субъектам малого предпринимательства;
"Начало дела" - полное консультационно-юридическое сопровождение от создания до момента реализации бизнес-проекта. По данному проекту поддержку получили 544 субъекта малого предпринимательства.
В настоящее время в Республике Татарстан разработан проект электронной товарно-информационной системы (ЭТИС) "Биржа Республики Татарстан", которая предполагает максимальное привлечение республиканских товаропроизводителей к поставкам продукции для нужд республики, а также для производственной кооперации и субконтрактации при корпоративных закупках. Одновременно, на основании предложений поставщиков, в ходе ежедневных котировочных сессий приобретается продукция, необходимая для исполнения заключенных государственных и муниципальных контрактов ("договора второй руки"). Система каталогизации сделок государственных, муниципальных и корпоративных заказчиков, контроль со стороны наблюдательного совета во главе с Ассоциацией предприятий и предпринимателей Республики Татарстан должны обеспечить максимальное импортозамещение при бюджетных и корпоративных закупках в республике.
В 2007-2009 годах был реализован проект по обучению предпринимателей основам ведения и развития бизнеса. Учебными заведениями Республики Татарстан, отобранными на конкурсной основе, было обучено 962 предпринимателя.
В 2008-2010 годах в Республике Татарстан проводилась активная кампания по информационной поддержке малого предпринимательства и популяризации создания собственного бизнеса.
Цель кампании - обеспечение устойчивого роста количества малых и средних предприятий, занятых в сфере производства и услуг, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Проведенный анализ ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан показывает, что решение имеющихся в развитии предпринимательства проблем требует усиления роли органов исполнительной власти Республики Татарстан, а также совершенствования и создания новых механизмов в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
В практической деятельности предприниматели сталкиваются с определенными проблемами, такими, как:
неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;
усложненность системы сбора налоговых платежей;
недостаточность собственного капитала и оборотных средств;
сложности с получением банковских кредитов;
нехватка квалифицированных кадров;
сложности с арендой производственных площадей и высокой арендной платой и др.
Подтверждением этому являются результаты социологического опроса субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которому наиболее актуальными проблемами малого и среднего предпринимательства являются:
высокий уровень налогообложения, в частности, по единому налогу на вмененный доход (17 процентов респондентов);
недостаток финансовых средств (наименее доступными для 26 процентов предприятий оказались кредиты, предоставляемые без обеспечения залога, 23,2 процента отметили недоступность более дешевых кредитов, а больше всех испытывают затруднения при получении кредитов предприятия обрабатывающих производств (35 процентов положительно ответивших на этот вопрос), строительства (8,0 процента), оказывающие услуги по недвижимому имуществу, в т.ч. аренде помещений (7,1 процента);
неплатежеспособность потребителей;
рост арендных платежей;
бюрократические барьеры;
юридическая незащищенность;
повышение тарифов.
В планы предпринимателей на ближайшие годы входит поиск новых рынков сбыта и деловых партнеров, обновление ассортимента продукции и услуг, освоение новых видов деятельности, внедрение нового оборудования.
Наиболее важными мерами государственной поддержки в развитии бизнеса, по мнению опрошенных, являются следующие мероприятия: финансовая поддержка, помощь в получении ссуд и кредитов - 30,6 процента респондентов, государственный и муниципальный заказ - 27,1 процента, помощь в продвижении на региональный и иные рынки, организация выставок и ярмарок - 12,5 процента, информационная и консультационная поддержка предпринимательства - 12,2 процента, предоставление в аренду государственных и муниципальных помещений на льготных условиях - 11,8 процента и др.