Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 июня 2010 г. N 425
"Об Основных направлениях деятельности Кабинета Министров
Республики Татарстан на 2010-2015 годы"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемые Основные направления деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан на 2010-2015 годы.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Основные направления
деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан
на 2010-2015 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 2 июня 2010 г. N 425)
1. Общие положения
Сегодня мир стремительно меняется. Меняется мировая экономика и потребительская культура населения. Информатизация, высокие технологии, "зеленая" экономика оказывают все большее влияние на все сферы жизнедеятельности. Скорость происходящих изменений делает необходимым переход к адаптивной экономике и динамичному управлению во всех секторах жизнедеятельности. За последние годы Республике Татарстан удалось достичь высоких результатов в социально-экономическом развитии. Республика входит в группу регионов с высоким уровнем развития. Среди субъектов Российской Федерации Республика Татарстан по индексу развития человеческого потенциала занимает 4 место, стабильно входит в шестерку ведущих регионов по объемам валового регионального продукта, промышленного производства, строительства жилья, а также в тройку лидеров по объему производимой сельскохозяйственной продукции. Важно отметить заметный рост спортивных достижений Республики Татарстан, особенно по таким видам спорта, как хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, а также различных авторалли. Сегодня Казань справедливо называют спортивной столицей России.
Сохраняя неизменность базисных принципов проводимой государственной политики в сфере социально-экономического развития республики, миссия Правительства Республики Татарстан и впредь будет определяться как дальнейшее повышение качества жизни населения до уровня мировых стандартов на основе устойчивого, динамичного развития татарстанской экономики. Если ставится цель создать экономику нового типа, то нужно сделать все для того, чтобы Татарстан стал регионом, привлекательным для инвестиций, бизнеса и талантов. Высокопрофессиональные специалисты должны стать основой интеллектуального потенциала, интеллектуальной элиты, которые будут развивать культурные ценности Татарстана, уровень экономического и государственного управления. В республике человек должен ощущать себя комфортно, ему должно хотеться жить и работать в Татарстане. В этом заключается основное видение дальнейшего развития республики.
Целью государственной политики на предстоящий период в сфере социально-экономического развития должно стать формирование основ (контуров) экономики будущего, экономики знаний, то есть экономики, которая позволит обеспечить достижение сформулированной миссии и в результате выйти на траекторию развития ведущих стран мира. При этом необходимо осознавать, что дальнейшему экономическому развитию может препятствовать ряд существенных барьеров, без устранения которых невозможно достичь поставленной цели. На их устранение будет ориентирована деятельность Правительства Республики Татарстан.
2. Основные принципы государственной политики в сфере
социально-экономического развития Республики Татарстан
Основными принципами государственной политики в сфере социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности республики, определенными Президентом Республики Татарстан в его инаугурационном выступлении, являются:
обеспечение преемственности социально-экономической и национально-культурной политики. Республика должна эффективно развиваться, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан с ориентацией, в первую очередь, на секторы образования, здравоохранения и обеспеченности жильем, опираясь на то, что было сделано в предыдущие годы;
использование ограниченного числа приоритетных (стратегических) направлений развития, которые должны быть реализованы в течение одного временного периода, а также отказ от "распыления сил" между многими стратегическими проектами в ходе реализации приоритетных (стратегических) направлений;
использование такого инструмента, как "институты развития" в виде инновационной и образовательной инфраструктуры, финансовых институтов и т.д., что является ключевым фактором успеха при реализации стратегии, при этом не институты должны определять задачи, а задачи определяют институты;
развитие инновационной деятельности как базовой основы формирования экономики будущего;
формирование культа здорового образа жизни.
Ключевым фактором успеха реализации стратегии опережающего развития республики является высокая эффективность государственного управления и институтов развития, оцениваемая на основе международных сопоставлений.
3. Основные проблемы и ограничения развития
Реализуемая в Республике Татарстан модель социально-экономического развития, известная в стране как "татарстанская", позволила обеспечить динамичный рост экономики и качества жизни населения, добиться значительных успехов. Республика стала одним из наиболее развитых и конкурентоспособных регионов России. Для формирования будущей инновационной экономики, основанной на знаниях, необходимо преодолеть те стратегические разрывы, которые определяются исходя из сопоставления текущей ситуации и цели, которую планируется достичь.
Необходимо отметить наличие трех групп стратегических разрывов:
внешние, вызываемые внешними факторами;
внутренние, определяемые факторами тенденций в сфере социально-экономического развития республики;
смешанные, образуемые технологическими факторами.
Наличие стратегических разрывов является перманентным процессом, который обусловлен темпами развития мировой, российской и татарстанской экономики.
К внешним стратегическим разрывам можно отнести факторы, обусловленные финансовым кризисом, а также системными решениями, принимаемыми федеральным центром в сфере тарифной политики, межбюджетных отношений, государственной поддержки развития регионов страны, финансовой политики.
Внутренние стратегические разрывы прежде всего характеризуются малой долей инновационной продукции в общем объеме промышленного производства (менее 15 процентов), низкой долей добавленной стоимости и, как следствие, низкой производительностью труда (1,5 тыс.долларов США в месяц на одного занятого в экономике) и невысокой заработной платой в реальном секторе экономики (средняя заработная плата в промышленности - 3,5 доллара США в час).
К сожалению, эффективность производства (доля добавленной стоимости в выпуске товаров и услуг) по сравнению с 2007 годом снизилась на 4,5 процентных пункта и составила 36,5 процента по итогам 2009 года. Это снижение было обусловлено влиянием финансового кризиса, однако итоги I квартала 2010 года демонстрируют позитивную тенденцию. Более 40 процентов добавленной стоимости создается на 16 республиканских предприятиях, эффективность производства которых составляет 42,8 процента, что значительно выше среднереспубликанского показателя. Необходимо отметить, что около 30 процентов в добавленной стоимости составляет заработная плата. Поэтому рост добавленной стоимости является основным фактором повышения заработной платы работающих.
Увеличение добавленной стоимости напрямую влияет на рост производительности труда. Вместе с тем, несмотря на благоприятный бизнес-портфель республики, средний уровень производительности труда занятых в экономике, в том числе в ряде ключевых секторов, сегодня не только значительно ниже среднемировых показателей, но по ряду секторов и ниже среднероссийских.
Наиболее производительные "недобывающие" секторы экономики также достигли определенного предела. В таких секторах экономики, как "машиностроение", "пластмассы", "финансовые услуги" уровень производительности в два раза превосходит среднероссийский. Высокий уровень производительности демонстрируется также в информационных технологиях и автомобилестроении. При этом такой уровень производительности достигнут, в первую очередь, за счет масштабных "внутренних" инвестиций. Например, в докризисный период объем инвестиций в секторы "машиностроение" и "информационные технологии" соответственно в 7 и в 8 раз превосходил среднероссийский уровень, в сектор "пластмассы" - в 4 раза. Общая сумма инвестиций в Татарстане в сектор "пластмассы" составляла примерно 50 процентов от общероссийского объема инвестиций в этот сектор, в секторы "машиностроение" и "информационные технологии" объем инвестиций составлял около 15 процентов от общего объема среднероссийских инвестиций в эти отраслевые секторы.
Существенные резервы скрыты в успешном решении проблем ресурсоэнергоэффективности. Сегодня энергоемкость валового регионального продукта республики составляет около 50 тонн условного топлива на миллион рублей, что на 18 процентов ниже, чем пять лет назад. Это почти на 40 процентов лучше, чем в Российской Федерации, однако хуже среднеевропейского уровня в 3 раза.
Для ликвидации стратегических разрывов третьего типа (смешанные стратегические разрывы) необходимо преодолеть прежде всего технологическое отставание, которое имеется практически во всех отраслях жизнедеятельности. Эта работа требует значительных инвестиционных ресурсов. При этом бюджетный эффект на каждый рубль вложенных инвестиций должен составить не менее 4 рублей. Общий объем инвестиций в 2009 году практически сохранился на уровне докризисного года и составил 268 млрд.рублей (при падении уровня инвестиций в целом по стране на 17 процентов). Сложившаяся ситуация требует продолжения курса развития республики, более интенсивного сотрудничества с внешним миром и активной политики по привлечению целевых внешних инвестиций в перспективные и развивающиеся секторы татарстанской экономики. И в этой сфере успехи Татарстана должны быть выше. Так, если в целях сопоставления данных исключить оценку 2009 года, то с 2000 по 2008 год Татарстан по накопленному объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения уступает целому ряду регионов страны (г. Москва, Московская область, Ленинградская область, Калужская область, г. Санкт-Петербург, Челябинская область), также он почти в 2 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации (111 долларов США на душу населения по сравнению с 768 долларами на душу населения в целом по Российской Федерации).
Кроме того, существует и ряд структурных ограничений, влияющих на дальнейшее социально-экономическое развитие республики. Это, прежде всего, исторически сложившаяся структура промышленности, в которой более 55 процентов занимает нефтегазохимический комплекс. При этом необходимо отметить успешную реализацию в республике программ, направленных на диверсификацию экономики. В результате доля нефтедобычи снизилась до 20 процентов (в 2000 году - 34 процента). Существенно увеличилась глубина нефтепереработки: сегодня доля нефтепродуктов в объеме промышленной продукции по сравнению с 2005 годом выросла в 2,4 раза и составляет более 10 процентов.
Значительна доля сельского хозяйства (почти в 2 раза выше, чем в России), что обусловлено исторически сложившимся укладом - около 1 млн. татарстанцев проживают в сельской местности - и проводимой в республике политикой по поддержке сельского хозяйства. Это позволило обеспечить продовольственную безопасность республики и внести существенный вклад в развитие экономики страны.
К другим ограничениям относится недостаточная обеспеченность транспортной и логистической инфраструктурой.
В соответствии с вышеизложенными фактами разработана настоящая Программа, ориентированная на повышение конкурентоспособности Республики Татарстан и улучшение условий жизни жителей республики.
4. Основные направления деятельности
Основные направления деятельности Правительства Республики Татарстан на предстоящий период должны стать основой для программной деятельности всех республиканских органов управления. Программа направлена на решение следующих стратегических задач:
Повышение международной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ключевых секторов экономики. Решение этой задачи будет оцениваться на основе достижения следующих результатов:
по объему валового регионального продукта на душу населения (по паритету покупательной способности) республика должна выйти на уровень развитых стран (не менее 35 тыс.долларов США вместо 18,5 тыс.долларов США по оценке в 2009 году);
по уровню инвестиционной и в целом деловой активности республика должна стать первым регионом в стране; объем инвестиций в основной капитал к объему валового регионального продукта должен составить 40 процентов вместо 30 процентов в докризисный период;
по объему привлекаемых иностранных инвестиций республика должна войти в число трех ведущих регионов страны, при этом объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составит свыше 1,5 тыс.долларов США в год вместо 150 долларов США в докризисные годы;
по международным сопоставлениям (проводимым один раз в два года по методологии Всемирного банка) республика будет позиционироваться по всей совокупности показателей как регион с низким уровнем административных барьеров;
интеграция в международное информационное пространство на основе перехода на международные стандарты: цифровое телевидение, цифровое радио, беспроводные сети четвертого поколения - 4G (LTE);
в рейтинге конкурентоспособности по международным сопоставлениям, по методике Всемирного экономического форума, в том числе на базе опросов компаний, республика перейдет из группы стран с переходной экономикой в группу стран с инновационной экономикой.
Диверсификация экономики, стимулирование экспорта несырьевых товаров, произведенных в республике. Для оценки выполнения этой задачи будут установлены следующие индикаторы:
в структуре экономики доля обрабатывающих секторов должна составить не менее 25 процентов против 17 процентов по итогам 2009 года, в объеме промышленного производства - 75 процентов вместо сегодняшних 57 процентов;
доля экспорта несырьевой продукции составит не менее 30 процентов от общего объема производства вместо 16 процентов по итогам 2009 года;
доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства возрастет в 2 раза с 15 до 30 процентов;
количество новых рабочих мест, созданных в рыночных секторах экономики, возрастет в 3 раза и составит 47 тысяч мест;
доля малого и среднего бизнеса в структуре экономики увеличится с 24 до 34 процентов.
Формирование среднего класса. Привлечение в экономику республики высококвалифицированных специалистов, в том числе из других регионов. Оценка результатов решения задачи будет осуществляться с помощью следующих индикаторов:
количество рабочих мест на высокотехнологичных производствах увеличится с 40 до 60 процентов от общего количества рабочих мест;
количество новых рабочих мест, созданных внешними компаниями, составит 14,7 тысяч;
приток квалифицированных специалистов из других регионов России и зарубежных стран (по приоритетным кластерам, территориям и квалификационной структуре) возрастет до 9,1 тыс. человек;
число иностранных студентов в вузах - не менее 5 процентов от общей численности (вместо 0,76 процента в среднем в год в течение последних лет), а число студентов из других субъектов Российской Федерации - не менее 7 процентов при сегодняшних 2,1 процента;
рост качества жизни, оцениваемый по установленным в республике индикаторам:
продолжительность жизни - 74,1 года;
средняя заработная плата возрастет в 2,5 раза и составит не менее 40 тыс.рублей;
обеспеченность общей площадью жилья в расчете на одного жителя республики - 26,5 кв.метров;
все без исключения населенные пункты республики должны иметь дороги с твердым покрытием.
5. Переход к динамичному управлению
В предстоящий период в сфере государственного управления необходимо:
создать систему государственного управления, основанную на принципах неподкупности, беспристрастности, применении передовых управленческих методик;
формировать и использовать кадровый резерв управленцев путем внедрения передового опыта и постоянного повышения квалификации;
обеспечить открытость и прозрачность деятельности органов управления.
Одним из принципов новой системы управления должно быть взаимное доверие населения республики, власти и бизнеса. Только тогда Татарстан станет домом для бизнеса, домом для инноваций, домом для талантов, которые должны стать основным двигателем экономического роста. Совместно с бизнес-сообществом власть должна ориентировать свою деятельность на заботу о здоровье человека, его образовании, занятости, доходах, обеспеченности жильем, на создание благоприятной экологической среды, на удовлетворение и формирование новых потребительских предпочтений в сфере культуры, информатизации, туризма и т.д.
Для этого в республике должна получить дальнейшее развитие система государственного управления, которая будет динамичной, основанной на единении культуры, способностей людей, адаптивных к внешним вызовам и угрозам.
При этом важно учитывать основные риски при создании новой системы управления. К ним необходимо отнести:
непредсказуемую внешнюю среду, требующую долгосрочного мышления с краткосрочным периодом адаптации;
быстрое устаревание текущих политик в связи с технологическими инновациями, представляющими новые возможности и перспективы;
возрастающую сложность управленческих процессов и общеэкономической интеграции.
Ответом на эти угрозы и вызовы должно стать формирование динамичных управленческих процессов и динамичных управленцев в системе государственного, муниципального и корпоративного управления. Реакция системы управления на изменение условий должна быть адаптивной и инновационной. При этом в условиях непредсказуемости изменения внешней среды требуется понимание структурных изменений и необходимости долгосрочных инвестиций. Учитывая, что в условиях кризиса может возникнуть большое число стратегических возможностей, должна быть усилена деятельность по интеграции и активизации совместных работ с ведущими международными организациями и развитие всех направлений логистики (транспортной, информационной, финансовой, управленческой и др.). Эффективное управление как никогда приобретает критическое значение. Оно создает среду и условия для сохранения и развития конкурентоспособности, оправдывает растущие надежды населения и повышает их качество жизни. Этот тип управления определяется скоростью приобретения новых знаний и результативностью принимаемых управленческих решений.
Государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Мнение граждан о работе органов власти складывается исходя из профессиональных качеств и культуры поведения их работников. Формирование высококомпетентных управленческих кадров с высокими личностными качествами - одна из основных задач в сфере государственного управления, которую Правительство республики должно решить в предстоящий период.
6. Приоритетные программы и проекты
К числу приоритетных для стратегического развития Татарстана программ и проектов относятся:
1. Реализация стратегии развития системы профессионального образования в Республике Татарстан в целях формирования конкурентоспособных научных школ на международном уровне и обеспечения международных стандартов качества образования. Развитие инновационной и образовательной инфраструктуры европейского уровня. Позиционирование Казанского (Приволжского) федерального университета как ведущего образовательного центра России. Разработка концепций развития национальных исследовательских университетов, созданных на базе двух казанских университетов - технического и технологического.
2. Развитие талантов.
3. Формирование доступной для населения высокотехнологичной медицинской помощи.
4. Сохранение и развитие национально-культурных ценностей.
5. Усиление адресности социальной защиты населения.