Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 26.09.2015) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2023 N 1253)


Рис. 12. Предлагаемая структура управления в области лесных отношений

                        ┌════════════════════‰
                        │  Кабинет Министров │
                        │Республики Татарстан│
                        └══════════┬═════════…
                        ┌══════════┴═════════‰
                        │Министерство лесного│
                        │     хозяйства      │
                        │Республики Татарстан│
                        └══════════┬═════════…
           ┌═══════════════════════┴═══════════════════════‰
┌══════════┴═════════‰                          ┌══════════┴══════════‰
│30 ГКУ "Лесничество"│                          │Автономное учреждение│
└════════════════════…                          │  "Леса Татарстана"  │
                                                └══════════┬══════════…
                                                ┌══════════┴═══════════‰
                                                │     20 филиалов      │
                                                │автономного учреждения│
                                                │   "Леса Татарстана"  │
                                                └══════════════════════…

(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2015 N 711)


5.1.4. Формирование принципов и подходов в организации арендных отношений

Все мероприятия Стратегии направлены на достижение главных целей - повышение лесистости территории республики, сохранение ресурсно-экологического потенциала лесов, повышение их качественного состояния и биоразнообразия, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, удовлетворение потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация линейных сооружений (дорог, продуктопроводов, линий связи и линий электропередач), гидротехнических сооружений, ведение сельского хозяйства и использование в рекреационных целях).

Одним из основных механизмов рационального использования лесов Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление лесных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное (срочное) пользование.

Из таблицы 14, в которой приведены сведения об арендуемых лесных участках по разрешенным видам пользования, следует, что наибольшая площадь лесов - 159,0 тыс. гектаров (57 процентов от общей площади, переданных в аренду) - передана в аренду для ведения охотничьего хозяйства.

Статьей 25 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации" предусмотрено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Лесной же участок, арендованный под определенный вид использования лесов, не может быть передан в аренду под другие виды использования (в том числе и для заготовки древесины).

Подобная практика не позволяет эффективно использовать леса, обеспечивать их качественное состояние путем полноценного использования расчетной лесосеки и изъятия переспелых и приспевающих лесных насаждений, что в свою очередь не позволяет реализовать одну из главных целей Стратегии.

Поэтому с целью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования леса начата системная работа по формированию лесных участков, предполагаемых для выставления на аукционы по продаже права на заключение договора аренды, с учетом приоритета таких видов использования лесов, как заготовка древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Кроме того, при формировании лесных участков необходимо обеспечить резервирование территории леса для заготовки древесины в исключительных случаях:

для государственных и муниципальных нужд;

для заготовки гражданами древесины для собственных нужд;

выделение особо охраняемых лесных участков, обеспечивающих функцию сохранения лесосеменной базы и биоразнообразия.

С этой целью необходимо принятие соответствующих нормативных актов, которые бы регламентировали порядок подготовки, принципы формирования и предельный размер лесных участков, выставляемых на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, а также введение региональных коэффициентов к минимальным ставкам арендной платы за пользование лесами.

Введение повышающих региональных коэффициентов к ставкам платы за пользование единицей площади лесного участка или единицей объема лесных ресурсов даст возможность пополнения бюджета Республики Татарстан.

В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы и определение ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.