┌════════════════════‰
│ Кабинет Министров │
│Республики Татарстан│
└══════════┬═════════…
┌══════════┴═════════‰
│Министерство лесного│
│ хозяйства │
│Республики Татарстан│
└══════════┬═════════…
┌═══════════════════════┴═══════════════════════‰
┌══════════┴═════════‰ ┌══════════┴══════════‰
│30 ГКУ "Лесничество"│ │Автономное учреждение│
└════════════════════… │ "Леса Татарстана" │
└══════════┬══════════…
┌══════════┴═══════════‰
│ 20 филиалов │
│автономного учреждения│
│ "Леса Татарстана" │
└══════════════════════…
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2015 N 711)
5.1.4. Формирование принципов и подходов в организации арендных отношений
Все мероприятия Стратегии направлены на достижение главных целей - повышение лесистости территории республики, сохранение ресурсно-экологического потенциала лесов, повышение их качественного состояния и биоразнообразия, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, удовлетворение потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация линейных сооружений (дорог, продуктопроводов, линий связи и линий электропередач), гидротехнических сооружений, ведение сельского хозяйства и использование в рекреационных целях).
Одним из основных механизмов рационального использования лесов Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление лесных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное (срочное) пользование.
Из таблицы 14, в которой приведены сведения об арендуемых лесных участках по разрешенным видам пользования, следует, что наибольшая площадь лесов - 159,0 тыс. гектаров (57 процентов от общей площади, переданных в аренду) - передана в аренду для ведения охотничьего хозяйства.
Статьей 25 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации" предусмотрено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Лесной же участок, арендованный под определенный вид использования лесов, не может быть передан в аренду под другие виды использования (в том числе и для заготовки древесины).
Подобная практика не позволяет эффективно использовать леса, обеспечивать их качественное состояние путем полноценного использования расчетной лесосеки и изъятия переспелых и приспевающих лесных насаждений, что в свою очередь не позволяет реализовать одну из главных целей Стратегии.
Поэтому с целью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования леса начата системная работа по формированию лесных участков, предполагаемых для выставления на аукционы по продаже права на заключение договора аренды, с учетом приоритета таких видов использования лесов, как заготовка древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Кроме того, при формировании лесных участков необходимо обеспечить резервирование территории леса для заготовки древесины в исключительных случаях:
для государственных и муниципальных нужд;
для заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
выделение особо охраняемых лесных участков, обеспечивающих функцию сохранения лесосеменной базы и биоразнообразия.
С этой целью необходимо принятие соответствующих нормативных актов, которые бы регламентировали порядок подготовки, принципы формирования и предельный размер лесных участков, выставляемых на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, а также введение региональных коэффициентов к минимальным ставкам арендной платы за пользование лесами.
Введение повышающих региональных коэффициентов к ставкам платы за пользование единицей площади лесного участка или единицей объема лесных ресурсов даст возможность пополнения бюджета Республики Татарстан.
В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы и определение ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.