5.1. Повышение эффективности государственного управления лесным хозяйством
5.1.1. Развитие лесной политики Республики Татарстан
Лесная политика Республики Татарстан - это комплекс организационных и практических мер и мероприятий, принятых и утвержденных на законодательном и исполнительном уровнях государственной власти Республики Татарстан и направленных на развитие и ведение лесного хозяйства в интересах государства, бизнеса и общества.
С этой целью предполагается:
дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию Стратегии;
принятие подзаконных актов и нормативных документов, регламентирующих порядок использования охраны, защиты и воспроизводства лесов, формирование и предоставление лесных участков в долгосрочную аренду;
реформирование соответствующих органов и структур, уполномоченных в области лесных отношений с целью более эффективного управления лесным хозяйством, и другие мероприятия.
В целях формирования лесной политики Республики Татарстан, отвечающей интересам государства, бизнеса и общества, предполагается дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию Стратегии, подзаконных документов, регламентирующих порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов: внесение изменений в Закон "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Лесной план Республики Татарстан, лесохозяйственные регламенты лесничеств, порядок формирования лесных участков для предоставления в аренду, создание Межведомственного совета для рассмотрения бизнес-проектов освоения лесов, внесение предложений по формированию тарифной и ценовой политики за использование лесных ресурсов.
Основными направлениями реализации целей и задач, принятых в Стратегии и направленных на сохранение и приумножение лесов, улучшение их качественного состояния, являются:
повышение эффективности государственного управления лесным хозяйством;
внедрение современных методов и подходов при лесовосстановлении и воспроизводстве лесов;
интенсификация использования лесных ресурсов, арендные отношения;
совершенствование системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), охраны и защиты леса;
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.2012 N 93)
совершенствование системы подготовки кадров, повышение престижности профессии работника лесного хозяйства.
5.1.2. Информационное обеспечение лесного хозяйства
Одним из факторов, сдерживающих в настоящее время развитие лесного хозяйства, учет лесных ресурсов и их использование, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), является отсутствие информационного обеспечения на основе использования технологий современных геоинформационных систем.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.2012 N 93)
Основу информационного обеспечения должны составлять материалы лесоустройства (картографические материалы и базы данных).
Материалы лесоустройства направлены на получение точной и объективной оценки эксплуатационных запасов насаждений при планировании к освоению лесных ресурсов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов, при выставлении лесных участков на аукционы по продаже права на заключение договора аренды, при уточнении расчета ежегодно возможного размера отпуска древесины на арендованных лесных участках.
Важным элементом государственной лесной политики является организация проведения лесоустройства. В целях перспективного планирования развития лесного хозяйства с учетом политических, экономических и социальных условий необходимо обеспечить инвентаризацию лесных ресурсов, с учетом полученных данных скорректировать и основные направления развития лесного комплекса. Последнее лесоустройство в республике проводилось в 2001 - 2006 годах. В 2010 году необходимо приступить к подготовительным работам по очередному лесоустройству для актуализации данных лесоустройства прошлых лет с учетом текущих изменений в лесах и провести очередной цикл лесоустроительных работ в 2011 - 2016 годах.
Объектом лесоустройства (таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) является лесничество как территориальная единица управления лесами и ведения государственного лесного реестра или лесной участок.
Вне зоны аренды первоочередному устройству подлежат лесные участки с высокой природной пожарной опасностью, неблагополучной лесопатологической ситуацией, интенсивным лесокультурным производством, требующие квалифицированных лесопроектных решений по назначению комплекса мероприятий по охране и защите лесов, воспроизводству лесов, в т.ч. уходу за лесами.
Планируется за период с 2010 по 2016 годы провести очередное лесоустройство лесного фонда лесничеств на общей площади 1226,4 тыс. гектаров (таблица 13) и межевание лесных участков.
Существующие способы и формы представления материалов лесоустройства на бумажных носителях не отвечают современным требованиям. Поэтому необходимо внедрение современных информационных технологий и в организацию лесоустройства.
С этой целью в рамках реализации Стратегии создается геоинформационная система "Лесное хозяйство" Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - ГИС "Лесное хозяйство") как составная часть единой геоинформационной системы органов государственной власти Республики Татарстан.
ГИС "Лесное хозяйство" предназначена для информационного обеспечения федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан, повышения эффективности управления лесопользованием и подготовки наиболее оптимальных управленческих решений в сфере лесопользования и охраны лесных массивов Республики Татарстан.
ГИС "Лесное хозяйство" направлена на решение следующих основных задач: