Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 26.09.2015) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2023 N 1253)


3. Системные проблемы лесного комплекса и причины их возникновения


Системными проблемами в развитии лесного комплекса, сдерживающими экономический рост развития лесного хозяйства и лесопромышленного производства и эффективное использование лесов, являются:

недостаточная точность оценки ресурсного потенциала лесов;

низкий технический уровень лесохозяйственного производства;

высокий износ основных производственных фондов;

дефицит кадрового состава;

низкая инновационная активность и инвестиционная привлекательность;

недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья;

и в связи с этим недостаточное использование расчетной лесосеки.

Основные факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного комплекса:

1. Наличие эксплуатационных запасов древесины, представленных в основном мягколиственными, низкотоварными древостоями.

2. Низкая точность учета лесных ресурсов.

3. Недостаточная эффективность системы управления лесным хозяйством и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.2012 N 93)

4. Негативное влияние нефтехимического и промышленного производства, а также антропогенных факторов (высокие рекреационные нагрузки, лесные пожары, очаги вредителей и болезней) на лесной фонд.

5. Низкий уровень технической оснащенности лесохозяйственных работ.

6. Слаборазвитая сеть лесных дорог.

7. Нарушение биологического разнообразия лесов. В результате интенсивного освоения лесов изменяются их ресурсный и экологический потенциал, видовое разнообразие.

8. Недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.

9. Недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность лесного комплекса.

10. Снижение престижности специальности лесовода из-за невысокого уровня заработной платы и низкого уровня социальных гарантий. Средний возраст специалистов, работающих в отрасли, - 47,2 года.

11. Недостаточная учебно-образовательная база по подготовке специалистов высшего звена.

12. Неудовлетворительное научное обеспечение лесного хозяйства.

В республике научное сопровождение в сфере лесных отношений осуществляли Казанский государственный технологический университет, Казанский государственный аграрный университет, филиал федерального государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства" "Восточно-Европейская лесная опытная станция", ОАО "Волжско-Камский научно-исследовательский институт лесной промышленности". Отток квалифицированных специалистов, сокращение бюджетного финансирования привели к значительному уменьшению научно-исследовательских работ, позволяющих решать проблемы стратегического характера. Разрушена действовавшая ранее система опытных и специализированных предприятий лесного хозяйства, в которых осуществлялось внедрение и опытно-производственная проверка научных рекомендаций.

13. Использование устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В лесозаготовительном и лесопильном производстве эксплуатируется физически и морально устаревшая техника и технологии, энергоемкое и низкопроизводительное оборудование. Отсутствуют современные прогрессивные технологии на базе круглопильного, фрезерно-брусующего, ленточнопильного оборудования и др.

Учитывая, что лесной план субъекта Российской Федерации разрабатывался в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством природных ресурсов Российской Федерации, ряд вопросов стратегии управления лесным комплексом Республики Татарстан не нашли в нем отражения:

не указан и не определен план действий по достижению планируемых целевых показателей;

не в полной мере определены организационно-правовые механизмы реализации мероприятий лесного плана;

не проработан порядок действий в соответствии с Киотским протоколом, ратифицированным Российской Федерацией;