________________
<13> При подготовке настоящего подраздела Программы использованы данные Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в области методического обеспечения и прогноза потребности в кадрах (2005 - 2006 гг.)
Для прогнозирования дополнительной потребности в кадрах в Республике Татарстан в разрезе специальностей лиц с высшим и средним профессиональным образованием (ОКСО) и рабочих профессий (ОКНПО) целесообразно использовать следующий алгоритм:
1. Проведение Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан мониторинга дополнительной потребности в кадрах (далее - мониторинг). К мониторингу предъявляются следующие требования:
охват не менее 1/3 предприятий Республики Татарстан (по критерию среднесписочной численности работающих) пропорционально отраслевой структуре экономики и промышленности;
регулярность проведения мониторинга (не реже одного раза в три года);
горизонт опроса предприятий не более чем на 5 лет вперед (среднесрочная перспектива оценки);
возможность широкого представления данных в требуемых для исследователя разрезах (по видам экономической деятельности, территориям и т.д.);
наличие механизма ответственности предприятий за предоставление недостоверной или неполной информации.
2. Осуществление прогноза темпов занятости по видам экономической деятельности в Республике Татарстан.
3. Оценка долей профессий в структуре видов экономической деятельности (по данным мониторинга).
4. Прогнозирование производительности труда и темпов изменения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности Республики Татарстан.
5. Корректировка потребности в профессии по видам экономической деятельности с учетом фактора научно-технического прогресса (относительное снижение дополнительной потребности в рабочих профессиях при условии устойчивого превышения темпов роста производительности труда в рамках отдельных видов экономической деятельности над темпами роста инвестиций в основной капитал).
6. Расчет средней (наиболее вероятной) дополнительной потребности в кадрах как средней арифметической дополнительной потребности, полученной в результате опроса предприятий, и дополнительной потребности, полученной в результате анализа и прогноза темпов роста экономики с учетом фактора научно-технического прогресса.
7. Уточнение потребности в кадрах с учетом реализации наиболее крупных инвестиционных проектов промышленных кластеров Республики Татарстан в программной перспективе.
8. Расчет суммарной дополнительной потребности в кадрах как суммы дополнительной потребности и потребности на естественное выбытие (на пополнение уходящих на пенсию и умерших).
9. Распространение выборочных данных на генеральную совокупность (экономику Республики Татарстан в целом) (см. приложение 10).
10. Сравнение дополнительной потребности экономики в кадрах с выпуском соответствующих специалистов образовательными учреждениями Республики Татарстан.
Полученный прогноз дополнительной потребности представляет собой минимум специалистов соответствующего профиля и уровня образования, которые устроятся по специальности на предприятиях и в организациях республики. Соответственно, с целью развития социально ориентированной рыночной экономики именно таковой должна быть оптимальная подготовка кадров на бюджетной основе.
По результатам прогноза был сделан вывод о том, что налицо полностью удовлетворяемая потребность на специалистов с высшим образованием (за исключением нескольких инженерных специальностей) и, более того, избыточный, не подкрепляемый спросом со стороны общества и экономики выпуск представителей ряда профессионально-квалификационных групп общественного и гуманитарного профиля.
Вместе с тем имеет место существенный неудовлетворенный спрос на специалистов со средним и, в особенности, с начальным профессиональным образованием.
Произведенный анализ и прогноз позволили сделать следующие выводы:
1. В ближайшие годы может усилиться конкуренция на рынке специалистов с высшим образованием. Это будет связано, прежде всего, с избыточным предложением выпускников высших учебных заведений, получивших невостребованную специальность. Однако, учитывая возрастающую потребность в инженерных специальностях, появится дефицит именно такого профиля специалистов.
2. Недостаток кадров с начальным профессиональным образованием представляет стратегическую угрозу росту экономики республики.
3. В связи с общим сокращением занятости на многих средних и крупных предприятиях (оптимизация численности) вероятны переток значительного количества специалистов в сферу услуг и рост самозанятости. При отсутствии государственной политики в данной области вероятно дальнейшее увеличение "серого" сегмента рынка труда.
В этой связи является насущной следующая политика государственных органов:
1. Необходимо сокращение государственного заказа на выпускников вузов по невостребованным специальностям с одновременным ростом требований к качеству образования.
2. Необходима модернизация системы начального и среднего профессионального образования с одновременной ее популяризацией у молодежи (в рамках Концепции формирования образовательных кластеров Республики Татарстан).