Цель проекта - формирование системы малокомплектных, компактных ясель и детских садов с целью уменьшения неудовлетворенного спроса на услуги дошкольных учреждений.
С 1990 г. численность дошкольных учреждений в Республике Татарстан сократилась более чем на 20%. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, сокращается более быстрыми темпами, чем численность детей соответствующих возрастных групп. Часть детских садов перепрофилирована.
В результате имеет место высокий неудовлетворенный спрос на услуги ясель и детских садов, принимающий форму очередности. Очередность по устройству детей в детские сады составляет 23,5 тыс. детей, из них в городах Республики Татарстан - 21 тыс. детей. Особенно высокая очередность сохраняется в г. г. Казани (13 тыс. человек), Набережные Челны (6,5 тыс. человек), Альметьевске (500 человек), Елабуге (500 человек) и др.
Растет фактическая безнадзорность детей дошкольного возраста, увеличиваются риски их попадания в негативные социальные ситуации (ДТП, пожары и т.п.). В то же время услуги частных нянь в настоящее время достаточно дороги и большинству семей недоступны.
Выходом из сложившейся ситуации является содействие развитию института "государственной няни", т.е. формирование сети малокомплектных ясель и детских садов (с возрастными группами не более 10 - 12 детей) с оплатой пребывания в них детей на уровне, не превышающем стоимости пребывания в традиционных государственных детских дошкольных учреждениях.
Текущее управление системой "государственных нянь" должно быть децентрализовано в рамках системы органов образования с привлечением специалистов Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Начальным этапом формирования института "государственной няни" является оценка перспективной потребности в услугах малокомплектных ясель и детских садов посредством инвентаризации очереди в детские дошкольные учреждения традиционного типа по каждому району Республики Татарстан. Детские группы, как и в традиционных садах, внутри каждого района будут комплектоваться по возрастному принципу (от года до шести лет).
┌════════════════════════════════‰
│Потенциальные воспитатели и няни│
└═════════════════════┬══════════…
│ /\ Оплачиваемый отпуск, ┌═════════════════════════‰
│ │ больничные, стаж и иные │ Функции: │
Обучение, медосмотр, │ │ гарантии, предусмотренные │1. Подбор и аренда│
квалификационный экзамен │ │ Трудовым кодексом │помещений. │
и трудоустройство │ │ Российской Федерации │2. Организация обучения│
\/ │ │воспитателей и нянь, их│
┌═══════════════┴═══════════‰ │трудоустройство. │
│Отделы при территориальных │ │3. Организация │
│подразделениях Министерства├══════════════════>│приготовления питания│
│ образования и науки │ │для детей и его доставки.│
│ Республики Татарстан │ │4. Общий контроль│
└═══════════════════════════… │деятельности │
/\ │"государственных нянь" │
│ └═════════════════════════…
Оплата пребывания детей у │
"государственной няни" │
по расценкам не выше, чем │
у детских садов традиционного │
типа │
┌══════════════┴════════════‰
│Родители детей, нуждающихся│
│в услугах "государственной│
│ няни" │
└═══════════════════════════…
Рис. 3.4.1. Принципиальная схема функционирования института "государственной няни".
На следующем этапе в рамках каждого района исходя из потребности в услугах института "государственной няни" параллельно осуществляется следующая работа:
подготовка помещений (аренда, оснащение специнвентарем и т.п.);
решение общих организационных вопросов (прежде всего в сфере медицинского обслуживания и питания детей);
подбор, обучение и переобучение, аттестация и трудоустройство персонала.
Наиболее ответственным процессом является подбор пригодных для функционирования системы "государственных нянь" помещений. Следует отметить, что в настоящее время в г. Казани и других крупных городах Республики Татарстан рынок предложения небольших, пригодных для бытового использования помещений достаточно обширен и существенного роста цен на нем не предвидится. Кроме того, целесообразно уделять приоритетное внимание развитию института "государственной няни" при организации тендеров на долгосрочную аренду помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В качестве воспитателей малокомплектных ясель и детских садов желательно принимать женщин со средним специальным или высшим педагогическим образованием, в т.ч. пенсионного возраста. Необходимо их обучение (повышение квалификации) по следующим направлениям:
возрастная психология и педагогика;
методики воспитания и образования;
основы медицины.
По окончании обучения должен быть предусмотрен квалификационный экзамен и, при необходимости, конкурсный отбор. Кроме того, должен существовать кадровый резерв (возможно, межрайонный) воспитателей и нянь, достаточный для замен в период отпусков и временной нетрудоспособности.
Все медицинские и санитарно-гигиенические требования к служащим системы "государственных нянь" должны быть полностью тождественны аналогичным требованиям, предусмотренным для работников детских дошкольных учреждений традиционного типа.
Оплата труда воспитателей и нянь должна формироваться на уровне не ниже оплаты труда работников традиционных детских дошкольных образовательных учреждений. Необходимо предусмотреть возможность профессионального роста воспитателей, например, при формировании специализированных групп с изучением начал иностранного языка, музыки, живописи, коррекционных групп для детей, имеющих проблемы со здоровьем, и т.п. с соответствующим ростом оплаты труда.