Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 26.12.2016) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.03.2023 N 324)


3.4.1. Проект "Развитие института "государственной няни"


Цель проекта - формирование системы малокомплектных, компактных ясель и детских садов с целью уменьшения неудовлетворенного спроса на услуги дошкольных учреждений.

С 1990 г. численность дошкольных учреждений в Республике Татарстан сократилась более чем на 20%. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, сокращается более быстрыми темпами, чем численность детей соответствующих возрастных групп. Часть детских садов перепрофилирована.

В результате имеет место высокий неудовлетворенный спрос на услуги ясель и детских садов, принимающий форму очередности. Очередность по устройству детей в детские сады составляет 23,5 тыс. детей, из них в городах Республики Татарстан - 21 тыс. детей. Особенно высокая очередность сохраняется в г. г. Казани (13 тыс. человек), Набережные Челны (6,5 тыс. человек), Альметьевске (500 человек), Елабуге (500 человек) и др.

Растет фактическая безнадзорность детей дошкольного возраста, увеличиваются риски их попадания в негативные социальные ситуации (ДТП, пожары и т.п.). В то же время услуги частных нянь в настоящее время достаточно дороги и большинству семей недоступны.

Выходом из сложившейся ситуации является содействие развитию института "государственной няни", т.е. формирование сети малокомплектных ясель и детских садов (с возрастными группами не более 10 - 12 детей) с оплатой пребывания в них детей на уровне, не превышающем стоимости пребывания в традиционных государственных детских дошкольных учреждениях.

Текущее управление системой "государственных нянь" должно быть децентрализовано в рамках системы органов образования с привлечением специалистов Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Начальным этапом формирования института "государственной няни" является оценка перспективной потребности в услугах малокомплектных ясель и детских садов посредством инвентаризации очереди в детские дошкольные учреждения традиционного типа по каждому району Республики Татарстан. Детские группы, как и в традиционных садах, внутри каждого района будут комплектоваться по возрастному принципу (от года до шести лет).

   ┌════════════════════════════════‰
   │Потенциальные воспитатели и няни│
   └═════════════════════┬══════════…
                         │   /\   Оплачиваемый      отпуск,  ┌═════════════════════════‰
                         │   │    больничные, стаж  и  иные  │       Функции:          │ 

Обучение,     медосмотр, │   │    гарантии, предусмотренные  │1. Подбор    и     аренда│
квалификационный экзамен │   │    Трудовым         кодексом  │помещений.               │
и трудоустройство        │   │    Российской Федерации       │2. Организация   обучения│
                         \/  │                               │воспитателей  и  нянь, их│

             ┌═══════════════┴═══════════‰                   │трудоустройство.         │
             │Отделы при территориальных │                   │3. Организация           │
             │подразделениях Министерства├══════════════════>│приготовления     питания│
             │    образования и науки    │                   │для детей и его доставки.│
             │   Республики Татарстан    │                   │4. Общий         контроль│
             └═══════════════════════════…                   │деятельности             │ 

                               /\                            │"государственных нянь"   │
                               │                             └═════════════════════════…
Оплата  пребывания  детей  у   │
"государственной       няни"   │
по  расценкам  не  выше, чем   │
у детских садов традиционного  │
типа                           │ 

                ┌══════════════┴════════════‰
                │Родители детей, нуждающихся│
                │в услугах  "государственной│
                │          няни"            │
                └═══════════════════════════…


Рис. 3.4.1. Принципиальная схема функционирования института "государственной няни".

На следующем этапе в рамках каждого района исходя из потребности в услугах института "государственной няни" параллельно осуществляется следующая работа:

подготовка помещений (аренда, оснащение специнвентарем и т.п.);

решение общих организационных вопросов (прежде всего в сфере медицинского обслуживания и питания детей);

подбор, обучение и переобучение, аттестация и трудоустройство персонала.

Наиболее ответственным процессом является подбор пригодных для функционирования системы "государственных нянь" помещений. Следует отметить, что в настоящее время в г. Казани и других крупных городах Республики Татарстан рынок предложения небольших, пригодных для бытового использования помещений достаточно обширен и существенного роста цен на нем не предвидится. Кроме того, целесообразно уделять приоритетное внимание развитию института "государственной няни" при организации тендеров на долгосрочную аренду помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В качестве воспитателей малокомплектных ясель и детских садов желательно принимать женщин со средним специальным или высшим педагогическим образованием, в т.ч. пенсионного возраста. Необходимо их обучение (повышение квалификации) по следующим направлениям:

возрастная психология и педагогика;

методики воспитания и образования;

основы медицины.

По окончании обучения должен быть предусмотрен квалификационный экзамен и, при необходимости, конкурсный отбор. Кроме того, должен существовать кадровый резерв (возможно, межрайонный) воспитателей и нянь, достаточный для замен в период отпусков и временной нетрудоспособности.

Все медицинские и санитарно-гигиенические требования к служащим системы "государственных нянь" должны быть полностью тождественны аналогичным требованиям, предусмотренным для работников детских дошкольных учреждений традиционного типа.

Оплата труда воспитателей и нянь должна формироваться на уровне не ниже оплаты труда работников традиционных детских дошкольных образовательных учреждений. Необходимо предусмотреть возможность профессионального роста воспитателей, например, при формировании специализированных групп с изучением начал иностранного языка, музыки, живописи, коррекционных групп для детей, имеющих проблемы со здоровьем, и т.п. с соответствующим ростом оплаты труда.