Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 26.12.2016) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.03.2023 N 324)


 3.1. Подпрограмма "Стимулирование рождаемости"


Цель - увеличение рождаемости населения Республики Татарстан посредством реализации системных мер экономического и социального стимулирования.

Задачи:

улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми;

повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

повышение воспитательного потенциала семьи;

развитие института ипотеки как наиболее действенного механизма решения жилищной проблемы семей;

улучшение жилищных условий молодых семей путем выделения безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье;

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Индикаторы эффективности:

повышение рождаемости к 2010 году до 47,9 тыс. человек в год (на 17,1% к уровню 2007 года);

снижение количества абортов в республике (число случаев на 1000 женщин фертильного возраста): в 2009 году - до 30,7, в 2010 году - до 30,6 случая.

Проект "Расширение возможностей использования ипотеки молодыми семьями"

Цель проекта - увеличение категорий лиц, имеющих возможность воспользоваться инструментарием ипотеки для решения жилищных проблем.

Решение жилищной проблемы, как показал произведенный анализ, - важнейший фактор повышения рождаемости. Социальная ипотека в Республике Татарстан в настоящее время развивается достаточно активными темпами.

                              ┌════════════════════‰
                              │       Бюджет       ├══‰  Возможность    предоставления
┌═════════════════════‰       │Республики Татарстан│  │  безвозвратного финансирования
│Республиканский банк,│       └════════════════════…  │  или  льготного  кредита   для
│предоставляющий      │                               │  наиболее активных предприятий
│ипотечный кредит     │                               └═════════════‰
└═════════┬═══════════…    Компенсация части кредита                \/
          │                или процентов (минимум до     ┌════════════════════════‰
          └══════════‰     7% годовых - процентной       │Предприятие-работодатель│

 Предоставление      │     ставки кредита по социальной  └══┬═════════════════════…
 классического       │     ипотеке)    ┌════════════════════…  /\
 ипотечного кредита  │                 \/  ┌═══════════════════… Трудовой      договор

                     │   ┌═════════════════┴═══════════‰         о  работе  на  данном
                     │   │Работник, нуждающийся в      │         предприятии в течение
                     └══>│улучшении жилищных условий,  │         длительного времени
                         │но не могущий претендовать на│
                         │участие в социальной ипотеке │
                         └═════════════════════════════…


Рис. 3.1.1. Вид льготной схемы классической ипотеки.

Вместе с тем "необходимо законодательно и финансово обеспечить расширение возможностей использования ипотечных механизмов, в частности, посредством реализации следующих мероприятий:

обеспечение роста компенсаций по социальной ипотеке (погашения части кредита) за счет средств бюджета Республики Татарстан при рождении второго, третьего ребенка - в размере 300,0 тыс. рублей и т.д. в арифметической прогрессии с ежегодной индексацией указанных сумм на уровень инфляции;

расширение возможностей использования льготных ипотечных схем для групп населения, которые не вправе претендовать на социальную ипотеку, за счет средств предприятий-работодателей. Схема может иметь следующий вид (рис. 3.1.1).

Необходимо отметить, что ряд предприятий Республики Татарстан в настоящее время уже реализует схему погашения части ипотечного кредита для некоторых своих молодых сотрудников, однако количества такого рода схем пока явно недостаточно для масштабного решения демографической проблемы. Выгода данной схемы для работодателя двояка: с одной стороны, он получает перспективного молодого сотрудника, "связанного" условиями трудового договора; с другой - имеет возможность приоритетного доступа к инновационным ресурсам Республики Татарстан.

В качестве возможного варианта расширения доступности классической ипотеки для различных групп молодых семей возможно участие в ней некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан". В этом случае возможно подписание трехсторонних соглашений между жилищным фондом, предприятием-работодателем и наемным работником, в соответствии с которым жилищный фонд дает работнику возможность участия в социальной ипотеке, а работодатель компенсирует финансовую разницу между платежами по классической и социальной ипотеке.