________________
* Рисунок 1.2.19 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рис. 1.2.19. Соотношение производительности труда и средней заработной платы в регионах Российской Федерации.
Важное социально-демографическое значение имеют сопоставления уровня развития ближайших к Республике Татарстан регионов, а также наиболее экономически привлекательных для рабочей силы (по параметрам производительности труда и средней заработной платы) регионов Российской Федерации, таких как города Москва и Санкт-Петербург.
В качестве дополнительных параметров такого рода анализа использованы данные о вкладах населения исследуемых регионов России в банк, о динамике средней заработной платы и обеспеченности населения легковыми автомобилями (эти показатели с различных сторон характеризуют уровень жизни населения).
В целом межрегиональные сопоставления позволили сделать следующие выводы:
1. Потенциально более благоприятные условия в области оплаты труда и уровня жизни имеются в городах Москве, Санкт-Петербурге и Самарской области. В то же время работа в г. Москве для получения более высокой заработной платы требует в среднем почти в два раза более высокой производительности труда от потенциальных межрегиональных трудовых мигрантов. В г. Самаре и г. Санкт-Петербурге требования к потенциальной производительности труда несколько ниже. Там существенно ниже и ожидаемая оплата труда. В целом указанные регионы выступают реципиентами наиболее производительной и квалифицированной рабочей силы из Республики Татарстан - как правило, специалистов с высшим образованием.
2. Все регионы Приволжского федерального округа, за исключением Самарской области, выступают реальными и потенциальными донорами рабочей силы для Республики Татарстан. Приток трудовых мигрантов наиболее вероятен, прежде всего, из Республики Марий Эл и Кировской области как наиболее территориально близких к Татарстану регионов и в то же время существенно отличающихся от нашей республики по всем параметрам уровня и качества жизни в худшую сторону. По мере дальнейшего прогрессивного социально-экономического развития в Республику Татарстан приток трудовых мигрантов на относительно низкоквалифицированные и малооплачиваемые рабочие места из ближайших регионов Приволжского федерального округа будет увеличиваться.
3. В Республике Татарстан имеет место самое высокое соотношение уровня производительности труда и среднедушевых денежных доходов. С одной стороны, это свидетельствует о наличии вполне рационального общего вектора развития экономики. С другой стороны, в Республике Татарстан имеет место относительно более высокая, чем в городах Москве, Санкт-Петербурге, Самарской области и России в целом степень эксплуатации наемного труда. Ряду квалифицированных специалистов работодатели довольно существенно не доплачивают. В долгосрочной перспективе такого рода тенденция может негативно отразиться на трудовом потенциале региона.
Мезоэкономическая оценка потребности в трудовых ресурсах в Республике Татарстан осуществлена в рамках двух сценариев:
1. Инерционный сценарий предусматривает сохранение существующих тенденций развития общества и экономики в программной перспективе.
2. Активный сценарий исходит из осуществления качественных прогрессивных изменений в структуре экономики Республики Татарстан, социальной сфере и государственном управлении, а именно:
в обрабатывающей промышленности - дальнейшее повышение конкурентоспособности продукции, рост добавленной стоимости, реализация предусмотренных настоящей Программой и нормативными правовыми актами Республики Татарстан мероприятий в области кластерной занятости, гармонизации спроса и предложения на рынке рабочей силы;
в добывающей промышленности - оптимизация численности персонала;
в строительстве, торговле и сфере услуг - прогрессивное развитие наряду с ускоренной легализацией "серого" рынка труда;
в образовании и здравоохранении - недопущение сокращения численности персонала;
в области государственного управления - оптимизация численности чиновников исходя из потребностей экономики и общества в рациональном управлении.
В целом активный сценарий прогноза потребности экономики Республики Татарстан в трудовых ресурсах в разрезе видов экономической деятельности предусматривает полную и эффективную реализацию Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы, положений других республиканских программ, законов и иных нормативных актов.
По результатам активного сценария наибольший темп прироста численности занятых прогнозируется в сфере оптовой и розничной торговли, а также бытовых услуг (на 16,0% в 2010 году к уровню 2007 года), что обуславливается следующими причинами:
легализацией значительной части "серого" рынка труда, имеющего место в сфере торговли и оказания услуг;
дальнейшим ускоренным развитием торговых сетей, которое существенно замедлится, начиная с 2009 - 2010 годов;
развитием малого предпринимательства в сфере услуг в рамках промышленных кластеров Республики Татарстан.
В целом переток значительной части населения в торговлю и сферу оказания услуг является естественной тенденцией развития постиндустриального общества. Об этом свидетельствует и прогнозируемое увеличение численности занятых в таких инфраструктурных видах экономической деятельности, как "транспорт и связь" и "гостиницы и рестораны".
В отрасли сельского хозяйства численность занятых стабилизируется на уровне 160,0 - 170,0 тыс. человек. При этом часть занятых из данной области экономики переместится в смежные отрасли - прежде всего, в пищевую промышленность и сферу услуг.
В обрабатывающих производствах имеющее место с начала 1990-х годов падение численности занятых согласно активному сценарию будет преодолено. За 2006 - 2010 годы прирост количества трудовых ресурсов в данной сфере составит порядка 44,4 тыс. человек (13,4%). Такого рода прирост будет достигнут, в первую очередь, за счет развития автомобилестроительного и нефтехимического кластеров республики.