Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 26.12.2016) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.03.2023 N 324)



Таблица 1.2.3


 Социально-демографические позиции Республики Татарстан относительно других регионов Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом

Стратегическая матрица

Основные тенденции по Приволжскому федеральному округу

Оптимальность позиций Республики Татарстан относительно других регионов Приволжского федерального округа

Резерв решения демографических проблем

Основные направления мобилизации резерва

1. Рождаемость - смертность

Имеет место средней статистической значимости тенденция, согласно которой регионы, имеющие высокий уровень рождаемости, как правило, характеризуются и относительно более низкой смертностью, и наоборот

Не вполне оптимальна (относительно невысокая рождаемость в 2007 году сопровождалась самым низким по округу уровнем смертности)

Устойчивое увеличение рождаемости до:

- минимум 10,5 человека на 1000 человек населения (уровень Российской Федерации в целом);

- максимум 11,7 человека на 1000 человек населения (максимальный уровень по округу)

Весь комплекс программных мероприятий стимулирования роста рождаемости населения

2. Темп прироста обеспеченности жильем - рождаемость

Отсутствует выраженная тенденция влияния как самого уровня обеспеченности жильем, так и темпов прироста обеспеченности на рождаемость. Это связано, в первую очередь, с неравномерным распределением вводимого жилья между различными категориями населения

Не вполне оптимальна (в 1999 - 2007 годах относительно высокие темпы ввода жилья в Татарстане не оказывали существенного влияния на рост рождаемости)

Повышение степени равномерности распределения вводимого в эксплуатацию жилья между различными категориями населения

Программа социальной ипотеки Республики Татарстан. Развитие механизмов классической ипотеки

3. Медицинская обеспеченность - смертность

Относительно высокая обеспеченность населения врачами и больничными койками в ряде регионов округа корреспондирует с высоким уровнем смертности. Это сигнализирует о проблеме недостаточно высокого качества медицинских услуг в ряде регионов

Не вполне оптимальна (вместе с тем тенденция сравнительно низкого уровня смертности в Республике Татарстан свидетельствует о наличии хотя и не вполне достаточного, но относительно качественного потенциала в сфере здравоохранения)

Повышение обеспеченности населения врачами минимум до 47,7 на 10000 человек населения. Повышение обеспеченности населения больничными койками минимум до 111,7 на 10000 человек населения

Национальный проект "Здоровье".

Республиканские проекты и программы по линии Министерства здравоохранения Республики Татарстан

4. Уровень жизни населения - естественный прирост

В большинстве регионов округа (за исключением Республики Марий Эл, Удмуртии, Пермской и Ульяновской областей) имеет место устойчивая тенденция уменьшения естественной убыли населения по мере увеличения темпов роста реальных денежных доходов.

Эта тенденция, впрочем, носит замедленный характер - в стратегической перспективе простое увеличение доходов не вызовет резкого "всплеска" рождаемости в Приволжском федеральном округе

Оптимальна

Обеспечение превышения темпов снижения дифференциации реальных денежных доходов населения над темпами их роста

Весь комплекс мероприятий, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года, в особенности: - политика уменьшения социального неравенства;

- политика поступательного повышения минимального уровня оплаты труда до величины минимального потребительского бюджета;

- стимулирование трудовой активности пенсионеров и инвалидов

5. Уровень безработицы - естественный прирост

Отсутствует статистически значимая зависимость между уровнем общей безработицы и естественным приростом населения

Оптимальна

Сокращение уровня общей безработицы минимум на 0,2% численности экономически активного населения, или на 3800 человек

Весь комплекс мероприятий, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года, в особенности политика стимулирования занятости посредством развития новых производств, оптимального размещения производительных сил и т.п.

6. Преступность - демография

Имеют место две тенденции: негативная (Пензенская, Ульяновская области и др.), заключающаяся в ускоренном ухудшении демографической ситуации по мере роста преступности, и позитивная (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Оренбургская область и др.), проявляющаяся в относительно более низкой эластичности естественного прироста населения в зависимости от динамики изменения показателя зарегистрированной преступности

Оптимальна

Сокращение преступности с параллельным уменьшением в ее структуре преступлений против жизни и здоровья людей

Весь комплекс мероприятий, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года, в особенности: - оперативная деятельность правоохранительных органов;

- политика социального воспитания и профилактики преступности




Ни одна из построенных стратегических матриц не выявила устойчивой корреляции между демографическими характеристиками и социально-экономическими показателями по всей группе регионов. Это свидетельствует о том, что внутри Приволжского федерального округа отсутствуют выраженные единые тенденции демографического развития. Разнообразие регионов по признакам демографии весьма значительно.

Демографические позиции Республики Татарстан относительно других республик и областей округа в целом являются вполне удовлетворительными: по трем из шести стратегических матриц позиции республики оптимальны, ни по одной из матриц показатели республики не оказывались в наиболее неудовлетворительном квадранте.

Наиболее действенными мероприятиями, оказывающими влияние на демографические характеристики Республики Татарстан, согласно стратегическому позиционированию являются эффективная жилищная политика, прежде всего в направлении ускоренного развития социальной и классической ипотеки, и политика обеспечения устойчивого роста денежных доходов населения при обязательном условии уменьшения степени их дифференциации.