Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 сентября 2009 г. N 1128-р


В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по исполнению муниципальными образованиями Республики Татарстан полномочий в сфере культуры.

2. Предложить исполнительным комитетам муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Республики Татарстан при исполнении полномочий в сфере культуры руководствоваться указанными в п. 1 Методическими рекомендациями.

Премьер-министр
Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     

Методические рекомендации
по исполнению муниципальными образованиями Республики Татарстан
полномочий в сфере культуры
(утв. распоряжением КМ РТ от 7 сентября 2009 г. N 1128-р)

     
1. Общие положения


1.1. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий":

к вопросам местного значения поселений относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

к вопросам местного значения муниципальных районов относятся:

организация предоставления дополнительного образования эстетической направленности;

организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;

создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

к вопросам местного значения городских округов относятся:

организация предоставления дополнительного образования эстетической направленности;

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

1.2. В соответствии с требованиями статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ:

в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом;

в собственности поселений могут находиться:

имущество библиотек поселений;

имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В собственности муниципальных районов могут находиться:

имущество, предназначенное, для предоставления дополнительного образования;

имущество межпоселенческих библиотек;

имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ.

Предложенная система управления культурными процессами сможет обеспечить деятельность по исполнению муниципальными образованиями Республики Татарстан полномочий в сфере культуры.


2. Организация библиотечного обслуживания


2.1. Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения поселения.

2.2. Организация сети библиотек муниципальных районов должна соответствовать нормативам обеспеченности населения организациями культуры, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 N 923-р, нормативам минимального ресурсного обеспечения услугами сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений), утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2008 N 32, и с учетом рекомендаций Российской библиотечной ассоциации по обеспечению базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований, принятых на XII ежегодной сессии Российской библиотечной ассоциации (г. Брянск, 2007 г.).

Библиотеки сельских и городских поселений по решению администрации муниципальных образований могут быть самостоятельными (и получить статус юридического лица) или являться подразделением межпоселенческой библиотеки (центральной районной или центральной городской библиотеки).

2.3. Муниципальные общедоступные библиотеки поселения выполняют следующие функции:

комплектование, систематизация, техническая обработка библиотечного фонда в соответствии с ГОСТом:

изучение источников информации о документном рынке;

использование информационных ресурсов сети Интернет в технологии комплектования;

выявление оптимальных источников комплектования;

отбор выходящих в свет документов, соответствующих функциям библиотеки и читательскому спросу;

заказ отобранных документов для приобретения, приобретение документов;

приобретение недостающих документов прошлых лет;

учет и включение документов в библиотечный фонд;

подготовка документов к хранению и использованию;

каталогизация: аналитико-синтетическая обработка поступающих документов, ведение каталогов;

раскрытие библиотечных ресурсов через систему каталогов и электронных баз данных;

организация, хранение и обеспечение безопасности библиотечных фондов: размещение, расстановка библиотечного фонда с учетом обеспечения возможности его эффективного использования;

обслуживание читателей:

предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями в традиционной и электронной форме;

обеспечение доступа к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства, в том числе через внестационарную сеть (передвижные библиотечные пункты);

справочная и консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;

составление тематических библиографических списков и пособий, выдача адресных и фактографических справок;

сотрудничество со службами социального обеспечения, участие в местных, региональных и федеральных программах социальной направленности и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;

обеспечение доступа к информации этническим группам на родном языке, изучение национального состава населения, выявление потребности в литературе и информации, формирование библиотечного фонда, сбор и хранение наиболее полной коллекции документов по вопросам местной историко-культурной жизни, отражение местной тематики в справочно-поисковом аппарате, распространение среди населения историко-краеведческих знаний и информации, создание условий для работы краеведческих объединений, инициирование собирания предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке, сотрудничество с органами местного самоуправления, местными организациями, представителями местного сообщества, установление партнерских отношений с учреждениями культурно-социальной и образовательной инфраструктуры территории.

2.4. Детская библиотека может являться филиалом муниципальной общедоступной библиотеки поселения.

2.5. Детские библиотеки поселения выполняют следующие функции:

осуществление дифференцированного библиотечного обслуживания детей и подростков. Библиотека имеет гибкую структуру в зависимости от потребностей читателей и социально-культурной ситуации поселения;

бесплатное осуществление основных видов деятельности среди детей и подростков всех социальных групп, в том числе детей с ограниченными возможностями (дети-инвалиды, воспитанники детских домов), взрослых, связанных с проблемами детства. Приоритетное направление деятельности библиотеки - сохранение и развитие культуры региона;

осуществление информационного, справочно-библиографического обслуживания детей и взрослых пользователей;

удовлетворение запросов детей и подростков, связанных с образовательной, культурной, досуговой деятельностью, с использованием традиционных и электронных ресурсов;

создание условий для творческой читательской деятельности, содействие социализации, гражданскому становлению, духовному развитию подрастающего поколения;

разработка и осуществление мероприятий, направленных на популяризацию детской книги и детского чтения;

осуществление партнерских связей с образовательными, социальными учреждениями поселения.

2.6. В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления наделяют муниципальную общедоступную библиотеку поселения имуществом, необходимым для организации библиотечного обслуживания населения, и закрепляют имущество за библиотекой на праве оперативного управления.

2.7. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают:

финансирование в объемах, предусматривающих расходы на выполнение библиотеками функциональных обязанностей, в том числе комплектование и подписку на периодические издания, на информатизацию, содержание здания, соответствующего функциональному назначению библиотечного учреждения, с автономным входом-выходом для свободного доступа посетителей;

совместно с библиотеками сохранность библиотечного фонда и помещения библиотек (пожарная безопасность и охрана помещения);

материально-техническую базу библиотеки;

содержание помещений, оплату коммунальных услуг, расходных материалов;

повышение профессионального уровня библиотечных кадров (один раз в пять лет обновление знаний по установленной программе), систематическое обучение библиотечных работников информационным технологиям;

социальную и профессиональную защиту библиотечных работников в соответствии с принятыми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях нормативно-правовыми актами;

надлежащее оборудование рабочих мест библиотечных работников и создание условий работы, соответствующих единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда.

2.8. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. В собственности муниципальных районов может находиться имущество межпоселенческих библиотек. В том случае, если поселение не может обеспечить предписанные полномочия, органы местного самоуправления поселения вправе заключать соглашения о передаче части (либо всех) полномочий в данной области муниципальному району за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

2.9. Межпоселенческие районные библиотеки с филиалами (библиотеками поселений) могут быть созданы на основе заключения соглашений между органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, и органами местного самоуправления муниципального района о передаче им части (или всех) своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района по формам согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящим рекомендациям.

2.10. Межпоселенческая районная библиотека со статусом юридического лица организует межбиблиотечное взаимодействие на своей территории, выполняет функции координационного и методического центра. Межпоселенческая районная библиотека оказывает услуги межпоселенческого характера в целях решения вопросов местного значения, использует имущество разных собственников на различных условиях, обеспечивает обслуживание за счет аккумулированных финансовых средств. Из муниципального бюджета осуществляются:

оплата труда библиотечных работников и технического персонала головного учреждения и филиалов;

финансирование комплектования единого библиотечного фонда;

финансирование оснащения библиотек современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающим безопасность библиотечных фондов и зданий, а также развитие информационно-библиотечных сетей;

оплата расходов на повышение квалификации библиотечных кадров.

Оплата коммунальных расходов, содержание и ремонт помещения межпоселенческой библиотеки, соответствующего функциональному назначению библиотечного учреждения с автономным входом-выходом для свободного доступа посетителей, расходных материалов филиалов осуществляются из бюджетов городских и сельских поселений.

2.11. На основании соглашений о передаче полномочий библиотечный фонд независимо от его местонахождения остается (передается) на балансе межпоселенческой библиотеки. Остальное имущество поселенческих библиотек может быть передано с районного уровня в собственность поселения по передаточным актам и использоваться в целях выполнения своих полномочий по организации библиотечного обслуживания.

2.12. Исполкомы муниципальных районов решают следующие задачи:

стратегическое планирование, правовое регулирование, методическое, информационное и кадровое обеспечение деятельности межпоселенческих библиотек, отчетность;

подбор и расстановка профессиональных кадров, ведение кадровых документов, поощрение, материальное стимулирование библиотечной деятельности;

обеспечение государственной статистической отчетности по библиотекам в целом по району, мониторинг;

организация межбиблиотечного взаимодействия; удовлетворение общих интересов библиотек района; координация вопросов библиотечного обслуживания с общественными объединениями и организациями;

информатизация библиотечных процессов, создание компьютерной сети библиотек района;

приобретение специализированного библиотечного оборудования для библиотек системы;

библиотечный маркетинг.

2.13. Межпоселенческая районная библиотека осуществляет следующие функции:

библиотечное обслуживание населения муниципального района (городского округа);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»