Недействующий

Постановление Совета Министров Татарской АССР
от 8 мая 1973 г. N 245
"Об утверждении Положения о Министерстве
 юстиции Татарской АССР"



Совет Министров Татарской АССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве юстиции Татарской АССР.

2. Считать утратившим силу пункт I постановления Совета Министров ТАССР от 20 января 1972 г. N 20.

Председатель Совета
Министров ТАССР

(Г. Усманов)

Зам.Управляющего Делами
Совета Министров ТАССР

(С. Сайфуллин)

     

Положение
о Министерстве юстиции Татарской АССР
(утв. постановлением Совета Министров ТАССР
 от 8 мая 1973 г. N 245)


1. Министерство юстиции ТАССР в соответствии с Конституцией Татарской АССР в своей деятельности подчиняется как Совету Министров ТАССР, так и Министерству юстиции РСФСР.

Министерство юстиции ТАССР осуществляет организационное руководство районными (городскими) народными судами в ТАССР, проводит работу по систематизации и подготавливает предложения по совершенствованию законодательства ТАССР, осуществляет методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве ТАССР, методическое руководство и координацию работы государственных органов и общественных организаций ТАССР по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения, руководство нотариатом, а также общее руководство адвокатурой ТАССР.

Министерство юстиции ТАССР несет ответственность за состояние организации работы районных(городских) народных судов ТАССР, за деятельность учреждений юстиции, подведомственных Министерству, по укреплению правопорядка и социалистической законности.

2. Главными задачами Министерства юстиции ТАССР являются:

всемерное укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан; совершенствование совместно с другими государственными органами деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений; организационное руководство районными(городскими) народными судами в ТАССР, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону;

систематизация законодательства ТАССР, всемерное содействие его совершенствованию в соответствии с задачами коммунистического строительства;

совершенствование деятельности адвокатуры, нотариата и других подведомственных учреждений и организаций;

совершенствование правовой работы в народном хозяйстве ТАССР в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан;

организация пропаганды правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения;

обеспечение учреждений и организаций, подведомственных Министерству, и районных (городских) народных судов в ТАССР квалифицированными кадрами; переподготовка и повышение квалификации кадров этих организаций, учреждений и районных (городских) народных судов, сочетание старых опытных кадров и молодых способных работников, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу молодых, хорошо зарекомендовавших себя работников.

3. Министерство юстиции ТАССР в своей деятельности руководствуется законами СССР, РСФСР и ТАССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета ТАССР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР, Правительства РСФСР и Правительства ТАССР, приказами, инструкциями и указаниями Министерства юстиции СССР, Министерства юстиции РСФСР и другими нормативными актами, а также настоящим Положением и обеспечивает правильное применение действующего законодательства в учреждениях и организациях, подведомственных Министерству.

4. Министерство юстиции ТАССР в соответствии с возложенными на него задачами:

а) разрабатывает предложения по вопросам организации районных (городских) народных судов в ТАССР (дислокация, структура, штаты), проведения выборов народных судей и народных заседателей; руководит организацией отчетов народных судей ТАССР перед избирателями;

б) проверяет организацию работы районных (городских) народных судов, заслушивает по вопросам организации работы доклады председателей районных (городских) народных судов и народных судей и принимает меры к улучшению этой работы; изучает и распространяет положительный опыт; обеспечивает создание надлежащих условий для осуществления правосудия;

в) в целях дальнейшего совершенствования деятельности районных (городских) народных судов изучает и обобщает судебную практику, координируя эту работу с Верховным судом ТАССР, и использует результаты обобщения для устранения выявленных недостатков в организации работы районных (городских) народных судов;

вносит в установленном порядке в соответствующие органы предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений;

г) проверяет организацию работы районных (городских) народных судов по рассмотрению материалов об административной ответственности и принимает меры к улучшению этой работы;

д) организует работу по ведению судебной статистики, осуществляет контроль за ее проведением в районных (городских) народных судах и использует данные судебной статистики для улучшения организации и деятельности районных (городских) народных судов ТАССР по осуществлению правосудия и для подготовки предложений по совершенствованию законодательства;

е) осуществляет руководство и контроль за работой по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых производится судебными исполнителями;

ж) оказывает правовую помощь товарищеским судам, добровольным народным дружинам и другим общественным организациям, ведущим борьбу с правонарушениями;

з) проводит с участием министерств и ведомств ТАССР работу по систематизации законодательства ТАССР, подготавливает предложения по внесению в него изменений;

и) подготавливает по поручению вышестоящих органов и по собственной инициативе проекты законодательных актов ТАССР и проекты постановлений Совета Министров ТАССР, дает юридические заключения по проектам важнейших нормативных актов, вносимых на рассмотрение Правительства ТАССР;

к) обеспечивает учет законодательства и судебной практики, осуществляет контроль за состоянием работы по учету законодательства и соответственно судебной, нотариальной практики в районных(городских) народных судах и государственных нотариальных конторах;

л) принимает меры к обеспечению районных (городских) народных судов, подведомственных учреждений и организаций законодательными материалами;

м) участвует в разработке планов издания юридической литературы, выпускаемой издательствами ТАССР;

н) осуществляет методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве ТАССР, знакомится с состоянием этой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях ТАССР, а также в исполнительных комитетах районных и городских Советов депутатов трудящихся, заслушивает сообщения представителей министерств и ведомств ТАССР о состоянии правовой работы; разрабатывает и дает методические указания и рекомендации по улучшению правовой работы;

изучает и обобщает практику постановки правовой работы, распространяет положительный опыт работы юридических отделов и юрисконсультов, принимает меры к повышению квалификации работников этих отделов (юрисконсультов);

о) руководит работой с кадрами районных (городских) народных судов ТАССР и подведомственных Министерству организаций и учреждений; проводит работу по воспитанию кадров в духе коммунистического отношения к труду и строгого соблюдения государственных интересов и дисциплины;

организует переподготовку и повышение квалификации кадров подведомственных учреждений и организаций и районных (городских) народных судов;

п) осуществляет методическое руководство и координацию работы государственных органов и общественных организаций ТАССР по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения, знакомится с состоянием этой работы в министерствах, ведомствах и общественных организациях ТАССР, координирует их планы работы по правовой пропаганде и дает необходимые методические указания и рекомендации;

р) осуществляет общее руководство адвокатурой в ТАССР в пределах и в порядке, установленных действующим законодательством;

с) организует работу государственных нотариальных контор в ТАССР, проверяет их деятельность и дает указания по ее улучшению;

т) составляет проекты планов по расходам на содержание районных (городских) народных судов и государственных нотариальных контор ТАССР;

утверждает сметы и осуществляет контроль за их исполнением по районным (городским) народным судам и государственным нотариальным конторам; финансирует в установленном порядке районные (городские) народные суды и государственные нотариальные конторы;

распределяет установленные Министерством юстиции РСФСР численность работников и фонд заработной платы по народным судам и государственным нотариальным конторам и утверждает их штатные расписания;

организует и контролирует постановку статистического и бухгалтерского учета и отчетности; разрабатывает предложения по дальнейшему упрощению, сокращению и совершенствованию первичного учета;

осуществляет контрольно-ревизионную работу в соответствии с действующим законодательством о ведомственном контроле;

у) обеспечивает в установленном порядке материально-техническое снабжение районных (городских) народных судов и государственных нотариальных контор; распределяет выделенные материальные ресурсы по потребителям, реализует полученные фонды и осуществляет контроль за использованием их по назначению;

ф) принимает меры к обеспечению районных (городских) народных судов помещениями, отвечающими требованиям отправления правосудия как за счет строительства зданий судов, так и за счет размещения их в иных зданиях, а также к созданию надлежащих условий для работы нотариальных контор;

принимает меры к обеспечению разработки проектно-сметной документации зданий районных (городских) народных судов и представляет ее в Министерство юстиции РСФСР;

х) Разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры и сокращению расходов на содержание аппарата Министерства и подведомственных ему учреждений и организаций, а также по сокращению расходов на содержание районных (городских) народных судов;

ц) Организует своевременное и внимательное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, добиваясь правильного решения поставленных в них вопросов, относящихся к компетенции Министерства, а также принимает меры к устранению сообщаемых в них недостатков в организации работы районных (городских) народных судов, деятельности подведомственных Министерству учреждений и организаций;

осуществляет контроль за рассмотрением предложений, заявлений и жалоб в районных (городских) народных судах, а также в учреждениях и организациях, подведомственных Министерству;

ч) принимает меры к улучшению жилищных и культурно-бытовых условий работников районных (городских) народных судов, аппарата Министерства и подведомственных ему учреждений и организаций.

5. Министерство юстиции ТАССР свою деятельность в области укрепления социалистической законности и правопорядка осуществляет в тесном контакте и деловом сотрудничестве с Верховным судом ТАССР, органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами, а также с общественными организациями, ведущими борьбу с правонарушениями.

6. Министерство юстиции ТАССР имеет право получать в необходимых случаях от министерств и ведомств ТАССР, исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений ТАССР заключения по разрабатываемым Министерством проектам законодательных актов, постановлений Правительства ТАССР и другим документам, а также по согласованию с руководителями соответствующих министерств, ведомств, учреждений и организаций привлекать для участия в работе, связанной с совершенствованием законодательства, специалистов министерств, ведомств, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.

7. Министерство юстиции ТАССР возглавляет министр, назначаемый в соответствии с Конституцией ТАССР Верховным Советом ТАССР, а в период между сессиями - Президиумом Верховного Совета ТАССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета ТАССР.

Министр юстиции ТАССР имеет заместителей, назначаемых Советом Министров ТАССР. Распределение обязанностей между заместителями министра производится министром юстиции ТАССР.

8. Министр юстиции ТАССР несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности заместителей министра и других сотрудников Министерства за руководство отдельными областями деятельности Министерства, а также за работу подведомственных Министерству учреждений и организаций.

9. Министр юстиции ТАССР:

а) руководит деятельностью Министерства и подведомственных ему учреждений и организаций, а также работой по организационному руководству районными (городскими) народными судами ТАССР;

в установленном порядке вносит в Президиум Верховного Совета ТАССР представления о количестве народных судей и народных заседателей для каждого районного (городского) народного суда, а в районные, городские Советы депутатов трудящихся - представления об утверждении председателя районного (городского) народного суда из числа избранных народных судей;

б) вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров ТАССР проекты законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства ТАССР по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

в) издает в пределах компетенции Министерства на основании и во исполнение законов СССР, РСФСР, ТАССР ,.указов Президиума Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета ТАССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Совета Министров ТАССР, приказов, инструкций и указаний Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР, приказы и инструкции, обязательные для исполнения подведомственными учреждениями и организациями, а по вопросам организации работы - районными (городскими) народными судами; проверяет исполнение этих приказов и инструкций;

министр юстиции Татарской АССР в необходимых случаях издает с руководителями других министерств и ведомств ТАССР совместные приказы и инструкции;

г) назначает и освобождает от должности работников аппарата Министерства, районных (городских) народных судов, подведомственных Министерству учреждений и организаций в соответствии с установленной номенклатурой;

в случае временного отсутствия народного судьи возлагает исполнение его обязанностей на народного судью того же района или на народного судью другого района;

д) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников районных (городских) народных судов, учреждений и организаций, подведомственных Министерству, к присвоению почетных званий, награждению Почетными грамотами, а также применяет другие виды поощрения.

10. В Министерстве юстиции ТАССР образуется коллегия в составе министра (председатель) и заместителей министра по должности, а также других ответственных работников Министерства; в состав коллегии могут входить руководители подведомственных Министерству учреждений. Члены коллегии Министерства утверждаются Советов Министров ТАССР.

Коллегия Министерства юстиции ТАССР на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, заслушивает доклады руководителей органов нотариата и адвокатуры, доклады председателей районных (городских) народных судов, отчеты работников Министерства, вопросы проверки исполнения, подбора и воспитания кадров, обсуждает разрабатываемые Министерством проекты важнейших законодательных актов и постановлений Правительства ТАССР, заключения по проектам нормативных актов, вопросы систематизации законодательства ТАССР, проекты важнейших приказов и инструкций.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров ТАССР, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Совет Министров ТАССР.

11. Министерство юстиции созывает в установленном порядке совещания актива с участием общественных организаций, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады о мероприятиях по выполнению решений Партии и Правительства, важнейшие вопросы организации деятельности районных (городских) народных судов, совершенствования законодательства и укрепления законности, а также обсуждаются на основе развертывания критики и самокритики вопросы, связанные с улучшением деятельности Министерства и подведомственных ему учреждений и организаций.

12. Для рассмотрения научных рекомендаций и иных предложений по улучшению организации и деятельности учреждений юстиции ТАССР и по другим вопросам при Министерстве юстиции ТАССР создается научно-консультативный совет.

Для содействия Министерству юстиции ТАССР в осуществлении методического руководства правовой работой в народном хозяйстве ТАССР при Министерстве образуется методический совет по правовой работе в народном хозяйстве.

В целях разработки вопросов, связанных с методическим руководством и координацией деятельности государственных органов и общественных организаций ТАССР по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения, при Министерстве юстиции ТАССР создается координационно-методический совет с участием представителей соответствующих министерств, ведомств и организаций.

13. Министерство юстиции ТАССР имеет печать с изображением Государственного герба ТАССР и со своим наименованием.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»