Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 июня 2009 г. N 358
"Об утверждении Долгосрочной концепции развития общественной инфраструктуры
 Республики Татарстан с перечнем строек и объектов Республики Татарстан"


Во исполнение Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2008 год, в целях перспективного инфраструктурного развития территорий Республики Татарстан с учетом доведения обеспеченности общественной инфраструктурой населения в республике до уровня социальных гарантий и ликвидации объектов с техническим состоянием "ветхое" и "аварийное" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную концепцию развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан (далее - концепция).

2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан формировать предложения для включения их в программу капитальных вложений Республики Татарстан согласно концепции.

3. Предложить руководителям органов местного самоуправления Республики Татарстан при формировании местных бюджетов предусматривать бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений на финансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в порядке очередности согласно концепции.

4. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерству информатизации и связи Республики Татарстан, некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" до 1 сентября 2009 года разработать в соответствии с настоящим постановлением отраслевые концепции с перечнями строек и объектов и представить их в Министерство экономики Республики Татарстан.

5. Министерству экономики Республики Татарстан с учетом разработанных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" отраслевых концепций с перечнями строек и объектов внести до 1 ноября 2009 года дополнения в концепцию.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     

Долгосрочная концепция
развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 3 июня 2009 г. N 358)


Республика Татарстан занимает заметное место в ряду субъектов Российской Федерации с успешно развивающейся экономикой. Благодаря сбалансированной и централизованной экономической политике республика входит в число десяти наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации. В Республике Татарстан уделяется большое внимание задачам обеспечения населения объектами инфраструктуры. За последние годы были введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как Казанский метрополитен, здание Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, мост "Миллениум" через реку Казанку, Международный конно-спортивный комплекс "Казань" и другие. Одновременно в районах республики сдача новых объектов в эксплуатацию позволила в значительной степени улучшить обеспеченность школами, спортивными учреждениями, объектами здравоохранения и культуры.

Одним из инструментов развития республиканской инфраструктуры и территориальной политики является реализация программы капитальных вложений. На решение вопросов развития общественной инфраструктуры из бюджета Республики Татарстан по программе капитальных вложений только за последние 5 лет выделено около 46,7 млрд.рублей. В то же время краткосрочный подход к планированию капитальных вложений стал причиной увеличения объемов незавершенного строительства, несбалансированности территориальных инвестиций.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2007 г. N 805 "Об утверждении Порядка формирования и реализации программ, предусматривающих бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в основные средства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий за счет средств бюджета Республики Татарстан и субсидий муниципальным образованиям Республики Татарстан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, и об установлении переходных положений по осуществлению бюджетных инвестиций" Министерством экономики Республики Татарстан и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с отраслевыми министерствами, муниципальными образованиями была проведена работа по подготовке настоящей Долгосрочной концепции развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан (далее - Концепция), перечня строек и объектов Республики Татарстан, в т.ч. в части республиканских объектов (приложение N 1 к Концепции) и муниципальных объектов (приложение N 2 к Концепции).

Комплексный подход, реализованный в настоящей Концепции, позволит сократить стоимость строительно-монтажных работ, осуществлять привлечение средств федерального бюджета на систематической основе, а также станет одним из ориентиров для планирования развития смежных отраслей, таких как транспорт, информатизация, жилищно-коммунальное хозяйство и др.

Ядром Концепции является обоснование долгосрочных стратегических направлений, приоритетов развития общественной инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие и качество жизни населения.

До настоящего времени в Российской Федерации опыт разработки подобных концепций отсутствовал.

Реализованный в настоящей Концепции подход очередности строительства объектов на основе критериев социальной значимости, важности и территориальной сбалансированности общественной инфраструктуры уменьшит дифференциацию обеспеченности общественной инфраструктурой в различных отраслях. Предлагается установить порядок формирования самых важных направлений и проектов, на которые будут выделяться финансовые средства. Он весьма гибок и устанавливает правила расходования средств на перспективу по мере их появления и поступления, что позволяет всем уровням власти планировать эту работу.

1. Характеристика проблемной ситуации


Общественная инфраструктура - объекты социально значимых видов деятельности, таких как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, молодежная политика, социальная защита, инженерная инфраструктура, в том числе жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, жилищное строительство, благоустройство, связь, природоохранные объекты и объекты иных видов деятельности.

Обеспеченность учреждениями социальной сферы регулируется уровнем социальных гарантий обеспеченности социальными услугами населения Республики Татарстан, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.

По состоянию на 01.01.2009 по отношению к уровню социальных гарантий обеспеченности социальными услугами населения, установленными на период до 2010 года:

выше уровня социальных гарантий:

по отрасли "Образование" - обеспеченность площадью обучающихся в общеобразовательных учреждениях, дошкольных образовательных учреждениях в селах, учреждениях дополнительного образования эстетической направленности и учреждениях начального профессионального образования;

по отрасли "Здравоохранение" - обеспеченность станциями скорой неотложной медицинской помощи;

по отрасли "Культура" - обеспеченность по типу учреждений "музеи";

по отрасли "Физическая культура и спорт" - обеспеченность по типу учреждений "плоскостные сооружения";

ниже уровня социальных гарантий:

по отрасли "Образование" - обеспеченность площадью обучающихся в общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях в городах, учреждениях дополнительного образования спортивной и прочей направленности и лицеях;

по отрасли "Здравоохранение" - обеспеченность по типам учреждений "стационар", "поликлиника" и "фельдшерско-акушерский пункт";

по отрасли "Культура" - обеспеченность клубными учреждениями и библиотеками;

на уровне социальных гарантий:

по отрасли "Физическая культура и спорт" - обеспеченность по типам учреждений "спортивный зал" и "бассейн".

Фактические показатели обеспеченности населения социальными услугами к уровню социальных гарантий представлены в следующей таблице:

Отрасль

Тип учреждения

Значение показателя (в
среднем по Республике
Татарстан), %

Образование

Дошкольные образовательные
учреждения (город)

87,13

Дошкольные образовательные
учреждения (село)

118,45

Общеобразовательные школы
(город)

72,43

Общеобразовательные школы
(село)

210,12

Профессиональные училища

110,77

Лицеи

79,25

Дополнительное
образование

Спортивной направленности

74,87

Эстетической направленности

105,76

Прочей направленности

59,94

Здравоохранение

Стационары

93,78

Поликлиники

88,98

Скорая помощь

107,23

Культура

Библиотеки

99,45

Музеи

112,5

Клубные учреждения

97,76

Театры

98,93

Физическая
культура и
спорт

Плоскостные сооружения

117,4

Спортивные залы

100

Бассейны

100


Несбалансированность инвестиций в разрезе муниципальных районов и субъективность в принятии решений привели к росту дифференциации районов по уровню обеспеченности объектами социальной сферы, росту числа объектов с техническим состоянием "ветхое" и "аварийное", росту объемов незавершенного строительства объектов и превышению нормативных сроков строительства и стоимости строительства.

Уровень дифференциации между районами по обеспеченности школами в части городских учреждений составляет 2,8 раза, детскими садами в части городских учреждений - 7,7 раза, плоскостными сооружениями - 6,7 раза и поликлиниками - 1,9 раза.

Техническое состояние части действующих учреждений в характеризуется как "ветхое" или "негодное": по отрасли "Образование" ветхими являются 15% учреждений, по отрасли "Культура" - 21%, по отрасли "Здравоохранение" - 33%, по отрасли "Социальная защита" - 4%.

В целом по Республике Татарстан на 01.01.2008 в состоянии незавершенного строительства находилось 370 объектов. Стоимостная оценка незавершенного строительства составляет 15826,99 млн.рублей в текущих ценах, в том числе: по отрасли "Образование" - 3389,9 млн.рублей, по отрасли "Культура" - 2130,6 млн.рублей, по отрасли "Здравоохранение" - 2877,1 млн.рублей, по отрасли "Физическая культура и спорт" - 1020,7 млн.рублей, по отрасли "Социальная политика" - 452,1 млн.рублей, по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" - 5347,1 млн.рублей, по отрасли "Общегосударственные вопросы" - 248,9 млн.рублей, по отрасли "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - 356,3 млн.рублей, по отрасли "Национальная экономика" - 4 млн.рублей.


2. Цели и задачи Концепции


Цели:

обосновать развитие общественной инфраструктуры, отвечающее потребностям населения;

создать условия для предоставления социальных услуг населению республики на уровне государственных социальных гарантий;

определить основные направления развития социальной сферы муниципальных образований республики.

Задачи:

ликвидация объектов общественной инфраструктуры с техническим состоянием "ветхое";

обеспечение населения социальными услугами на уровне социальных гарантий;

снижение количества объектов незавершенного строительства;

сокращение дифференциации обеспеченности муниципальных образований объектами общественной инфраструктуры.


3. Основные направления и мероприятия


Основными направлениями Концепции, обеспечивающими создание условий для предоставления социальных услуг населению республики на уровне государственных социальных гарантий, являются:

обеспечение развития общественной инфраструктуры до уровня социальных гарантий;

ликвидация объектов общественной инфраструктуры с техническим состоянием "ветхое";

совершенствование системы управления развитием общественной инфраструктуры;

предоставление местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения;

развитие проектной документации, обеспечивающей строительство, прежде всего в сельской местности, комплексных объектов типа "общественный центр";

реализация комплекса мер по минимизации незавершенного строительства.

Объем инвестиций для реализации настоящей Концепции по всем отраслям социальной сферы составляет 112,9 млрд.рублей, в том числе по республиканским объектам - 40,9 млрд.рублей (приложение N 1 к Концепции), по муниципальным объектам - 72 млрд. рублей (приложение N 2 к Концепции).

Направление инвестиций по критериям:

повышение уровня обеспеченности до уровня социальных гарантий - 32 млрд.рублей;

ликвидация "ветхих" и "аварийных" объектов - 14,8 млрд.рублей;

строительство объектов общественной инфраструктуры по другим долгосрочным целевым программам - 13,38 млрд.рублей;

исполнение поручений Президента Республики Татарстан и Правительства Республики Татарстан - 19,7 млрд.рублей;

софинансирование Федеральной адресной инвестиционной программы - 17,8 млрд.рублей;

строительство объектов, включенных в проекты целевых программ, - 22,42 млрд.рублей.


3.1. Образование


Сеть действующих объектов образования представлена дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями, образовательными учреждениям начального профессионального образования, специального профессионального образования, высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными школами-интернатами, детскими домами.

На 01.01.2009 в Республике Татарстан функционирует 1921 дошкольное образовательное учреждение общей площадью 1663,9 тыс.кв.метров, вариативная сеть которых делится на детские сады общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего видов, центры развития ребенка, детские сады присмотра и оздоровления, в которых воспитываются 161813 детей. За период с 2006 по 2008 год обеспеченность местами в дошкольных учреждениях сократилась на 4,45% в городской местности (с 91,58 до 87,13) и увеличилась на 5,31% в сельской местности (с 113,14 до 118,45).

На 01.01.2009 в Республике Татарстан функционирует 2231 общеобразовательное учреждение общей площадью 4666,4 тыс.кв.метров, в котором обучаются 380613 учащихся. За период с 2006 по 2008 год обеспеченность площадью в общеобразовательных учреждениях увеличилась на 17,42% в городской местности (с 57,19 до 74,61) и на 29,57% в сельской местности (с 169,35 до 198,92).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»