Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 июня 2009 г. N 358
"Об утверждении Долгосрочной концепции развития общественной инфраструктуры
Республики Татарстан с перечнем строек и объектов Республики Татарстан"
Во исполнение Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2008 год, в целях перспективного инфраструктурного развития территорий Республики Татарстан с учетом доведения обеспеченности общественной инфраструктурой населения в республике до уровня социальных гарантий и ликвидации объектов с техническим состоянием "ветхое" и "аварийное" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную концепцию развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан (далее - концепция).
2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан формировать предложения для включения их в программу капитальных вложений Республики Татарстан согласно концепции.
3. Предложить руководителям органов местного самоуправления Республики Татарстан при формировании местных бюджетов предусматривать бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений на финансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в порядке очередности согласно концепции.
4. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерству информатизации и связи Республики Татарстан, некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" до 1 сентября 2009 года разработать в соответствии с настоящим постановлением отраслевые концепции с перечнями строек и объектов и представить их в Министерство экономики Республики Татарстан.
5. Министерству экономики Республики Татарстан с учетом разработанных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" отраслевых концепций с перечнями строек и объектов внести до 1 ноября 2009 года дополнения в концепцию.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр | Р.Н. Минниханов |
Долгосрочная концепция
развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 3 июня 2009 г. N 358)
Республика Татарстан занимает заметное место в ряду субъектов Российской Федерации с успешно развивающейся экономикой. Благодаря сбалансированной и централизованной экономической политике республика входит в число десяти наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации. В Республике Татарстан уделяется большое внимание задачам обеспечения населения объектами инфраструктуры. За последние годы были введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как Казанский метрополитен, здание Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, мост "Миллениум" через реку Казанку, Международный конно-спортивный комплекс "Казань" и другие. Одновременно в районах республики сдача новых объектов в эксплуатацию позволила в значительной степени улучшить обеспеченность школами, спортивными учреждениями, объектами здравоохранения и культуры.
Одним из инструментов развития республиканской инфраструктуры и территориальной политики является реализация программы капитальных вложений. На решение вопросов развития общественной инфраструктуры из бюджета Республики Татарстан по программе капитальных вложений только за последние 5 лет выделено около 46,7 млрд.рублей. В то же время краткосрочный подход к планированию капитальных вложений стал причиной увеличения объемов незавершенного строительства, несбалансированности территориальных инвестиций.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2007 г. N 805 "Об утверждении Порядка формирования и реализации программ, предусматривающих бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в основные средства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий за счет средств бюджета Республики Татарстан и субсидий муниципальным образованиям Республики Татарстан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, и об установлении переходных положений по осуществлению бюджетных инвестиций" Министерством экономики Республики Татарстан и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с отраслевыми министерствами, муниципальными образованиями была проведена работа по подготовке настоящей Долгосрочной концепции развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан (далее - Концепция), перечня строек и объектов Республики Татарстан, в т.ч. в части республиканских объектов (приложение N 1 к Концепции) и муниципальных объектов (приложение N 2 к Концепции).
Комплексный подход, реализованный в настоящей Концепции, позволит сократить стоимость строительно-монтажных работ, осуществлять привлечение средств федерального бюджета на систематической основе, а также станет одним из ориентиров для планирования развития смежных отраслей, таких как транспорт, информатизация, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
Ядром Концепции является обоснование долгосрочных стратегических направлений, приоритетов развития общественной инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие и качество жизни населения.
До настоящего времени в Российской Федерации опыт разработки подобных концепций отсутствовал.
Реализованный в настоящей Концепции подход очередности строительства объектов на основе критериев социальной значимости, важности и территориальной сбалансированности общественной инфраструктуры уменьшит дифференциацию обеспеченности общественной инфраструктурой в различных отраслях. Предлагается установить порядок формирования самых важных направлений и проектов, на которые будут выделяться финансовые средства. Он весьма гибок и устанавливает правила расходования средств на перспективу по мере их появления и поступления, что позволяет всем уровням власти планировать эту работу.
1. Характеристика проблемной ситуации
Общественная инфраструктура - объекты социально значимых видов деятельности, таких как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, молодежная политика, социальная защита, инженерная инфраструктура, в том числе жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, жилищное строительство, благоустройство, связь, природоохранные объекты и объекты иных видов деятельности.
Обеспеченность учреждениями социальной сферы регулируется уровнем социальных гарантий обеспеченности социальными услугами населения Республики Татарстан, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.
По состоянию на 01.01.2009 по отношению к уровню социальных гарантий обеспеченности социальными услугами населения, установленными на период до 2010 года:
выше уровня социальных гарантий:
по отрасли "Образование" - обеспеченность площадью обучающихся в общеобразовательных учреждениях, дошкольных образовательных учреждениях в селах, учреждениях дополнительного образования эстетической направленности и учреждениях начального профессионального образования;
по отрасли "Здравоохранение" - обеспеченность станциями скорой неотложной медицинской помощи;
по отрасли "Культура" - обеспеченность по типу учреждений "музеи";
по отрасли "Физическая культура и спорт" - обеспеченность по типу учреждений "плоскостные сооружения";
ниже уровня социальных гарантий:
по отрасли "Образование" - обеспеченность площадью обучающихся в общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях в городах, учреждениях дополнительного образования спортивной и прочей направленности и лицеях;
по отрасли "Здравоохранение" - обеспеченность по типам учреждений "стационар", "поликлиника" и "фельдшерско-акушерский пункт";
по отрасли "Культура" - обеспеченность клубными учреждениями и библиотеками;
на уровне социальных гарантий:
по отрасли "Физическая культура и спорт" - обеспеченность по типам учреждений "спортивный зал" и "бассейн".
Фактические показатели обеспеченности населения социальными услугами к уровню социальных гарантий представлены в следующей таблице:
Отрасль | Тип учреждения | Значение показателя (в |
Образование | Дошкольные образовательные | 87,13 |
Дошкольные образовательные | 118,45 | |
Общеобразовательные школы | 72,43 | |
Общеобразовательные школы | 210,12 | |
Профессиональные училища | 110,77 | |
Лицеи | 79,25 | |
Дополнительное | Спортивной направленности | 74,87 |
Эстетической направленности | 105,76 | |
Прочей направленности | 59,94 | |
Здравоохранение | Стационары | 93,78 |
Поликлиники | 88,98 | |
Скорая помощь | 107,23 | |
Культура | Библиотеки | 99,45 |
Музеи | 112,5 | |
Клубные учреждения | 97,76 | |
Театры | 98,93 | |
Физическая | Плоскостные сооружения | 117,4 |
Спортивные залы | 100 | |
Бассейны | 100 |
Несбалансированность инвестиций в разрезе муниципальных районов и субъективность в принятии решений привели к росту дифференциации районов по уровню обеспеченности объектами социальной сферы, росту числа объектов с техническим состоянием "ветхое" и "аварийное", росту объемов незавершенного строительства объектов и превышению нормативных сроков строительства и стоимости строительства.
Уровень дифференциации между районами по обеспеченности школами в части городских учреждений составляет 2,8 раза, детскими садами в части городских учреждений - 7,7 раза, плоскостными сооружениями - 6,7 раза и поликлиниками - 1,9 раза.
Техническое состояние части действующих учреждений в характеризуется как "ветхое" или "негодное": по отрасли "Образование" ветхими являются 15% учреждений, по отрасли "Культура" - 21%, по отрасли "Здравоохранение" - 33%, по отрасли "Социальная защита" - 4%.
В целом по Республике Татарстан на 01.01.2008 в состоянии незавершенного строительства находилось 370 объектов. Стоимостная оценка незавершенного строительства составляет 15826,99 млн.рублей в текущих ценах, в том числе: по отрасли "Образование" - 3389,9 млн.рублей, по отрасли "Культура" - 2130,6 млн.рублей, по отрасли "Здравоохранение" - 2877,1 млн.рублей, по отрасли "Физическая культура и спорт" - 1020,7 млн.рублей, по отрасли "Социальная политика" - 452,1 млн.рублей, по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" - 5347,1 млн.рублей, по отрасли "Общегосударственные вопросы" - 248,9 млн.рублей, по отрасли "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - 356,3 млн.рублей, по отрасли "Национальная экономика" - 4 млн.рублей.
2. Цели и задачи Концепции
Цели:
обосновать развитие общественной инфраструктуры, отвечающее потребностям населения;
создать условия для предоставления социальных услуг населению республики на уровне государственных социальных гарантий;
определить основные направления развития социальной сферы муниципальных образований республики.
Задачи:
ликвидация объектов общественной инфраструктуры с техническим состоянием "ветхое";
обеспечение населения социальными услугами на уровне социальных гарантий;
снижение количества объектов незавершенного строительства;
сокращение дифференциации обеспеченности муниципальных образований объектами общественной инфраструктуры.
3. Основные направления и мероприятия
Основными направлениями Концепции, обеспечивающими создание условий для предоставления социальных услуг населению республики на уровне государственных социальных гарантий, являются:
обеспечение развития общественной инфраструктуры до уровня социальных гарантий;
ликвидация объектов общественной инфраструктуры с техническим состоянием "ветхое";
совершенствование системы управления развитием общественной инфраструктуры;
предоставление местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения;
развитие проектной документации, обеспечивающей строительство, прежде всего в сельской местности, комплексных объектов типа "общественный центр";
реализация комплекса мер по минимизации незавершенного строительства.
Объем инвестиций для реализации настоящей Концепции по всем отраслям социальной сферы составляет 112,9 млрд.рублей, в том числе по республиканским объектам - 40,9 млрд.рублей (приложение N 1 к Концепции), по муниципальным объектам - 72 млрд. рублей (приложение N 2 к Концепции).
Направление инвестиций по критериям:
повышение уровня обеспеченности до уровня социальных гарантий - 32 млрд.рублей;
ликвидация "ветхих" и "аварийных" объектов - 14,8 млрд.рублей;
строительство объектов общественной инфраструктуры по другим долгосрочным целевым программам - 13,38 млрд.рублей;
исполнение поручений Президента Республики Татарстан и Правительства Республики Татарстан - 19,7 млрд.рублей;
софинансирование Федеральной адресной инвестиционной программы - 17,8 млрд.рублей;
строительство объектов, включенных в проекты целевых программ, - 22,42 млрд.рублей.
3.1. Образование
Сеть действующих объектов образования представлена дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями, образовательными учреждениям начального профессионального образования, специального профессионального образования, высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными школами-интернатами, детскими домами.
На 01.01.2009 в Республике Татарстан функционирует 1921 дошкольное образовательное учреждение общей площадью 1663,9 тыс.кв.метров, вариативная сеть которых делится на детские сады общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего видов, центры развития ребенка, детские сады присмотра и оздоровления, в которых воспитываются 161813 детей. За период с 2006 по 2008 год обеспеченность местами в дошкольных учреждениях сократилась на 4,45% в городской местности (с 91,58 до 87,13) и увеличилась на 5,31% в сельской местности (с 113,14 до 118,45).
На 01.01.2009 в Республике Татарстан функционирует 2231 общеобразовательное учреждение общей площадью 4666,4 тыс.кв.метров, в котором обучаются 380613 учащихся. За период с 2006 по 2008 год обеспеченность площадью в общеобразовательных учреждениях увеличилась на 17,42% в городской местности (с 57,19 до 74,61) и на 29,57% в сельской местности (с 169,35 до 198,92).