В соответствии с Лесным кодексом РФ (статья 51) леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Для охраны лесов выстроена целая система мероприятий, которая позволяет контролировать ситуацию и оперативно применять меры по локализации или ликвидации негативного воздействия на леса, в т.ч. следить за пожарной обстановкой, лесопатологическим состоянием и осуществлять охрану лесов от лесонарушений.
В настоящее время в РТ функционирует система охраны лесов, которая позволяет оперативно обнаруживать и тушить лесные пожары и реагировать на другие негативные воздействия, в т.ч. на лесонарушения. В связи с изменениями в лесном законодательстве в системе произошли соответствующие модификации, которые не должны повлиять на эффективность работы.
В соответствии с Лесным кодексом РФ и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, зоны ответственности строго распределены между министерствами, ведомствами и организациями РТ.
Министерство лесного хозяйства РТ организует выполнение противопожарных мероприятий и работ по охране и защите леса, обеспечивает пожарную безопасность и охрану лесов, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.
ГКУ - лесничества контролируют выполнение объемов мероприятий по охране лесов и занимаются противопожарной пропагандой, мониторингом пожарной опасности.
Национальный парк "Нижняя Кама", администрации муниципальных образований городов, где имеются городские леса, арендаторы лесных участков самостоятельно проводят мероприятия по охране лесов и организуют системы обнаружения и тушения лесных пожаров на своих территориях.
ГБУ "Лес" по контракту с Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан проводят охранные мероприятия в не переданных в аренду лесах лесного фонда, осуществляют тушение лесных пожаров в этих лесах силами пожарно-химических станций, а в случае необходимости, дополнительными силами и средствами согласно Планам тушения лесных пожаров. Планируется совершенствование сложившейся системы охраны лесов и организация спектра мероприятий:
- профилактических;
- ограничительных;
- по ликвидации результатов негативного воздействия, в т.ч. от лесных пожаров;
- по охране лесов от пожаров.
С целью выполнения всего комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров перед началом пожароопасного сезона проводятся подготовительные работы, которые начинаются с планирования объемов профилактических противопожарных мероприятий.
Планируемые объемы профилактических противопожарных мероприятий на период действия лесного плана приведены в Приложении 15.
Для организации совместной работы по охране лесов от пожаров, оперативного обнаружения виновников лесных пожаров и других нарушителей лесного законодательства заключается соглашение о взаимодействии Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан в предупреждении, тушении лесных пожаров, выявлении виновников лесных пожаров и пресечении нарушений правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
В целях оперативного тушения лесных пожаров разрабатываются Планы тушения лесных пожаров и сводный план тушения лесных пожаров на территории Республики Татарстан, по которым в случае необходимости привлекаются дополнительные силы и средства. На конкурсной основе заключается договор на авиационное патрулирование по охране лесов от пожаров. Проводится проверка готовности пожарно-химических станций на предмет наличия и исправности пожарного оборудования и комплектации пожарных команд, наличия и исправности радиостанций, уточняются зоны охраны лесов, разрабатываются маршруты авиапатрулирования.
Авиационное патрулирование планируется только для обнаружения лесных пожаров, так как имеющаяся сеть дорог позволяет доставлять лесопожарные команды практически до всех лесных участков наземным транспортом. Территория авиазоны незначительна, поэтому содержание авиапожарных команд экономически нецелесообразно. При необходимости доставки на пожар оборудования и пожарных команд возможно использовать вертолет Ми-8. Для осмотра территории разработаны маршруты патрулирования.