Улучшение состояния лесов характеризуется количественными и качественными целевыми показателями:
- увеличением покрытой лесной растительностью площади;
- повышением доли лесных насаждений ценных древесных пород;
- сокращением площади лесов, погибших от лесных пожаров, повреждения вредными организмами и от воздействия иных негативных факторов;
- иными целевыми показателями улучшения состояния лесов.
Ведение непрерывного, неистощительного, многоцелевого пользования лесом принято основным принципом лесоуправления. Однако в области лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса существуют проблемы, решение которых требует координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по выработке мер поддержки эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок, содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры.
Для решения многоуровневых проблем в Лесном плане применяется программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников.
Поскольку проблемы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления и хозяйствующими субъектами. Необходимы кардинальные изменения в подходах к развитию лесного сектора экономики в условиях действующего Лесного кодекса РФ. Эти подходы требуют межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса республики.
Использование программно-целевого метода обосновано:
- значимостью накопившихся проблем;
- невозможностью решения проблем в ближайшие сроки;
- необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений;
- важностью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.
Нерешенные актуальные вопросы в лесном хозяйстве повлекут за собой появление новых проблем:
- несвоевременное проведение лесоустройства приведет к отсутствию лесных участков с назначенными лесохозяйственными мероприятиями;
- несвоевременное проведение лесохозяйственных мероприятий повлечет дальнейшее накопление перестойных и низкокачественных лесных насаждений, распространение болезней и вредителей в лесах;
- снижение объема лесозаготовок приведет к уменьшению поступления финансовых средств на ведение лесного хозяйства;
- неэффективное использование финансовых средств, как бюджетных, так и средств арендаторов, приведет к снижению объемов мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов;
- снижение объема противопожарных мероприятий повлечет увеличение площади лесных земель, пострадавших от лесных пожаров.
Последствия нерешенных проблем в лесном хозяйстве повлекут за собой сбои в деятельности лесопромышленного комплекса:
- невозможность освоения новых удаленных лесных массивов из-за отсутствия лесовозных дорог;
- накопление устаревших основных фондов, не позволяющих выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию;
- нарастание социальной напряженности в лесных (сельских) поселках ввиду сокращения объемов работ;
- снижение рентабельности выпускаемой продукции и банкротство предприятий;
- нарастание кадровой проблемы в лесных поселках в связи с низкой заработной платой.
Перечисленные проблемы требуют комплексного решения. Отсутствие системного подхода может усугубить ситуацию в лесном хозяйстве и в лесном секторе экономики, привести к снижению достигнутых темпов развития, утрате конкурентных преимуществ, потере рыночной ниши.
На уровне Республики Татарстан планируется следующее:
- проведение лесоустроительных работ для реальной оценки ресурсов и организации их рационального использования;