В Республике Татарстан кроме основных видов использования лесов развиваются следующие направления деятельности:
- геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В процессе геологического изучения недр и разработки полезных ископаемых проводятся исследования по выявлению запасов нефти, газа, песчаника и глины, а также организуются мероприятия по их добыче.
При использовании лесов для строительства искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений осуществляются работы по созданию водоемов (в т.ч. противопожарного и хозяйственного назначения), мостов, портов и других сооружений.
Для создания линейных объектов выполняются работы по строительству дорог лесохозяйственного, противопожарного назначения, общего пользования, трубопроводов, ЛЭП и линий связи.
Лесные участки для вышеперечисленных видов деятельности будут предоставляться гражданам и юридическим лицам во временное пользование (аренду) на срок от 1 года до 49 лет. Рубка лесных насаждений, а также строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при выполнении данных видов деятельности должны осуществляться в соответствии с проектом освоения лесов.
В период действия Лесного плана на территории РТ для данных видов освоения лесов планируется использовать около 2,0 тыс. га лесных земель.
В настоящий период на территории республики активно развивается использование лесов в рекреационных целях, происходит освоение такого направления, как использование лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, защиты и воспроизводства лесов.
К образовательной деятельности относится создание и использование на лесных участках объектов учебно-практической базы (полигонов, опытных площадок для изучения природы леса, обучения методам таксации леса, проведения рубок лесных насаждений, работ по лесовосстановлению, охране, защите, воспроизводству лесов и других мероприятий) в области изучения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, иных компонентов природы, объектов необходимой лесной инфраструктуры для закрепления на практике у обучающихся специальных знаний и навыков. Использование лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов.
На территории РТ ведутся работы, направленные на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Инициатором эколого-натуралистической работы является Республиканский эколого-биологический центр (РЭБЦ). Одним из направлений деятельности РЭБЦ является работа с трудовыми объединениями школьников, в том числе школьными лесничествами.
В настоящее время в РТ действуют около 100 школьных лесничеств. Направлениями их работы являются проведение лесохозяйственных (создание лесных культур и уход за ними) и природоохранных мероприятий (охрана лесов от пожаров, сбор лекарственных трав, выявление ареалов их распространения); учебно-исследовательская деятельность в области лесоводства, лесной экологии, экологического мониторинга; эколого-просветительская деятельность (распространение знаний о лесе через СМИ, создание учебных троп в лесных массивах). РЭБЦ проводит большую работу с педагогами, занимающимися с юными лесниками. Центр регулярно организует республиканские семинары для руководителей школьных лесничеств.
В дальнейшем на территории РТ предполагается активизировать работу по использованию лесов в научно-исследовательских и образовательных целях.