Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (с изменениями на: 23.10.2015) (утратил силу на основании Указа Президента Республики Татарстан от 24.12.2018 N УП-880)

2.1.4. Иные целевые показатели улучшения состояния лесов


Иным целевым показателем улучшения состояния лесов может быть внедрение системы добровольной лесной сертификации.

Лесная сертификация - один из важнейших экономических инструментов формирования устойчивого управления лесами в условиях рыночной экономики.

Разработка системы добровольной сертификации лесопользования в Российской Федерации вызвана необходимостью перехода лесного сектора экономики страны на современные методы устойчивого лесоуправления и требованиями международного рынка подтверждать соответствие процесса заготовки древесного сырья и производства лесопродукции принципам экологической, экономической и социальной устойчивости.

Система добровольной сертификации лесопользования в РФ входит в общую схему российской лесной сертификации, включающую также сертификацию лесных ресурсов и лесоперерабатывающих производств.

Целью сертификации лесопользования является подтверждение его соответствия установленным принципам устойчивого лесоуправления в экономической, экологической и социальной сферах.

Общая схема российской лесной сертификации отражает взаимодействие в условиях рынка основных субъектов деятельности в лесу и иллюстрирует взаимосвязь систем сертификации, обслуживающих рыночные отношения на всех этапах их проявления.

Первым актом реализации рыночных отношений в лесном секторе экономики является передача в аренду (купля-продажа) лесных участков.

В данном случае в роли продавца от имени государства выступают региональные органы лесного хозяйства, а в роли покупателя - лесопользователи. На данной стадии объектом сертификации являются лесные ресурсы или "древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы".

Следующим рыночным актом в сфере лесной экономики является реализация круглых лесоматериалов, заготовленных лесопользователями.

На этой стадии объектом лесной сертификации является процесс лесопользования, характеристиками которого служат:

- технология лесозаготовок;

- технические средства, реализующие технологию;

- организация производственного процесса лесопользования;

- меры по сохранению и восстановлению лесной среды;

- взаимодействие лесопользователя с органами власти и местным населением.

Стороной, заинтересованной в проведении данной сертификации, является предприятие - лесопользователь, так как наличие сертификата соответствия процесса лесопользования принципам устойчивого лесоуправления повышает авторитет предприятия и конкурентоспособность его лесопродукции как на мировых, так и на внутренних рынках. Согласно международным требованиям, в том числе требованиям Всемирной торговой организации (ВТО), для стимулирования и регулирования лесного экспорта не должны применяться директивные меры по лицензированию, квотированию, сертификации и т.п.

В соответствии с этими требованиями сертификация лесопользования при ориентации на экспортные поставки лесопродукции может быть только добровольной.

Заключительным актом реализации рыночных отношений в лесном секторе является поставка на рынок продукции лесопереработки (пиломатериалы, целлюлоза, бумага, мебель и т.д.). На данном этапе объектом лесной сертификации является производственный процесс лесопереработки, а также "цепочка поставок" древесного сырья, из которого изготовлен конечный продукт.

Сертификация "цепочки поставок" проводится с целью подтверждения того, что древесное сырье, из которого изготовлена продукция лесопереработки, заготовлено с соблюдением принципов устойчивого лесоуправления, то есть поставлено предприятиями, сертифицированными на соответствие этим принципам.

Сертификация лесопереработки осуществляется по заявке предприятия - переработчика древесного сырья. Данная стадия лесной сертификации также должна быть добровольной, поскольку на экспорт продукции лесопереработки распространяются те же требования международных организаций, в том числе и ВТО, что и на экспорт любых других товаров. И одним из этих требований является добровольность сертификации выставляемых на рынок товаров и услуг.

Таким образом, представленным выше актам реализации рыночных отношений в лесном комплексе России и Республики Татарстан сегодня отвечают следующие виды сертификации:

- лесных ресурсов;

- лесопользования;

- лесопереработки.

Эти процедуры обеспечиваются соответствующими им системами сертификации, входящими в Общую схему Российской лесной сертификации.

Каждая из входящих в Общую схему систем сертификации является автономной, но они находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга.

Система добровольной сертификации лесопользования в России разработана по инициативе и при поддержке Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, отраслевого профсоюза работников лесного комплекса. В разработке, рассмотрении и апробации системы участвовали ученые отраслевых институтов и ВУЗов, специалисты лесного комплекса субъектов Российской Федерации, представители неправительственных организаций в области лесной сертификации.

Пользователи лесными ресурсами, заинтересованные в добровольной лесной сертификации, в республике отсутствуют.