Письмо Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 14 января 2009 г. N 09/130
"О формировании смет доходов и расходов на 2009 год"

     

Руководителям учреждений здравоохранения,
финансируемых через систему ОМС

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2009 год учреждениями здравоохранения республики сметы доходов и расходов должны быть представлены в течение 2-х недель со дня утверждения Программы.

Основой для формирования смет доходов и расходов являются базы данных исчисленной стоимости программы, финансируемой через систему ОМС. В Ваш адрес отделом расчета программы госгарантий было направлено письмо с базами данных по Программе госгарантий 2009 года за N 09/7543 от 31.12.2008 г. с указанием объемов и стоимости медицинской помощи и дополнительное письмо, содержащее информацию в виде 4-х таблиц, которая будет использоваться при составлении смет доходов и расходов.

В таблице 1 представлена информация для заполнения сметы "Территориальная программа ОМС" по средствам ОМС. Так как сумма средств для адаптационных выплат, изысканная за счет уменьшения гос. заказа, учтена при расчете повышающего индивидуального коэффициента, то в первых столбцах таблицы приведены значения ПАВ, которые будут указываться в ДЭК по заработной плате и начислениям на нее.

Следует обратить внимание, что сумма ПАВ по видам медицинской помощи разбита пропорционально стоимости программы и может отличаться от представленной Вами информации по видам медицинской помощи. За счет отнесения средств ПАВ в источник финансирования ОМС (т.к. уменьшался госзаказ по ТП ОМС), в таблице 2 указываются средства бюджета без ПАВ, учтенных в средствах ОМС. В случае наличия других мероприятий для ПАВ сотрудникам отделений ОМС, к приведенным в таблице 1 значениям ПАВ будут добавляться дополнительные суммы (если изысканы за счет средств ОМС - например, сокращение штатов).

В таблице 2 представлена информация для заполнения сметы "Территориальная программа ОМС" по средствам бюджета, переданным в систему ОМС. Так как в 2009 году в ТП ОМС за счет средств бюджета включено финансирование отделений недоношенных и новорожденных (в 2008 году финансирование осуществлялось через систему ОМС в рамках одноканального финансирования), то справочно выделена стоимость по отделениям для недоношенных и новорожденных по 5-ти статьям ОМС, которая должна быть добавлена при заполнении графы "круглосуточный стационар" сметы к стоимости круглосуточного стационара данной таблицы.

В таблице 3 представлена информация для заполнения сметы "через систему ОМС в рамках реализации перехода медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование".

В таблице 4 представлена информация по всем бюджетным средствам.

Формирование сметы доходов и расходов на 2009 год осуществляется по тому же принципу, что и в 2008 году, но с учетом следующих особенностей:

1) Согласно письму Министерства финансов РТ от 09.12.2008 N 01-83/5787 для республиканских учреждений здравоохранения по средствам бюджета, переданным в ОМС:

а) поквартальная разбивка ассигнований на 2009 год предусматривает следующие пропорции:

1 квартал - 20%;

2 квартал - 25%;

3 квартал - 25%;

4 квартал - 30%.

б) Ассигнования на текущий ремонт должны быть запланированы на третий и четвертый кварталы равными долями.

Для муниципальных учреждений здравоохранения при формировании смет доходов и расходов по бюджетным средствам, переданным в ОМС и в рамках одноканального финансирования, поквартальная разбивка должна осуществляться в соответствии с графиками ежемесячного направления средств, передаваемых бюджету Фонда ОМС РТ из бюджета муниципального образования РТ.

По средствам ОМС для республиканских и муниципальных учреждений здравоохранения в сметах должна соблюдаться поквартальная разбивка 20%, 25%, 25%, 30%. В таблице 1 в целом по средствам ОМС приведена поквартальная разбивка в указанных соотношениях. По республиканским учреждениям приведена поквартальная разбивка и по средствам бюджета.

2) Расходы по персонифицированным адаптационным выплатам отражаются в фонде заработной платы по коду дополнительной экономической классификации (ДЭК) 101140 - для республиканских учреждений, 103140 - для муниципальных учреждений. Кроме того, в части бюджетных средств необходимо указать средства ПАВ (ст. 211) для отделений, работающих в системе ОМС.

3) Введены дополнительные коды расходов (ДКР):

- по коду 340 - расходы на питание по дополнительному коду (ДКР) - 207, на медикаменты по дополнительному коду (ДКР) - 208;

- по коду 226 - заработная плата внештатных сотрудников по дополнительному коду (ДКР) - 210.

В 2009 году учреждениям здравоохранения, финансируемым из средств ОМС, необходимо составить следующие сметы доходов и расходов:

1) Доходная часть сметы доходов и расходов. Средства по Программе государственных гарантий на 2009 год и остатки на счете отражаются в строке 4 код по КОСГУ 130, в виде доходов по Программе государственных гарантий, остатков на счете на 1.01.2009 г. и общей суммы доходов по этим двум составляющим. Формируется по юридическому лицу.

2) Сметы расходов на 2009 год по остаткам на счете ОМС ЛПУ (Территориальная программа ОМС и через ОМС одноканальное) на 01.01.2009 года на основании формы 137 с указанием по видам помощи. Заполняется учреждениями (в т.ч. обособленными подразделениями), если на расчетном счете на 01.01.2009 года остались неиспользованные средства. Остатки по адаптационным выплатам, неиспользованным в 2008 году, могут быть направлены на выплату ПАВ в текущем году, а также на другие статьи расходов, кроме заработной платы и начислений на заработную плату, с учетом источника финансирования. Остатки необходимо учесть по видам помощи в соответствии с ДЭК, определяющим вид помощи (например, остаток средств по ФАП может быть перераспределен в пределах средств только ФАП и т.д.).

3) Смета расходов на 2009 год (Территориальная программа ОМС). Заполняется в разрезе видов медицинской помощи и состоит из двух частей: средства ОМС и средства бюджета, переданные в ОМС. Формируется по обособленным подразделениям и юридическому лицу в разрезе видов медицинской помощи.

4) Смета расходов на 2009 год (через систему ОМС в рамках реализации перехода медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование). Заполняется учреждениями, финансируемыми в рамках одноканального финансирования и включающими в себя несколько видов медицинской помощи (круглосуточный стационар, дневной и т.д.) и в случае перевода на одноканальное финансирование отдельных отделений учреждений (отделение недоношенных, скорая медицинская помощь и т.д.).

5) Смета расходов на 2009 год - свод по району с учетом остатков, включающий информацию по Программе государственных гарантий, остаткам на счете на 01.01.2009 г., с расшифровкой по обособленным подразделениям.

6) Смета расходов на 2009 год - свод по району по источникам финансирования, включающий информацию по средствам ОМС и средствам бюджета, переданным в ОМС, по Программе государственных гарантий с расшифровкой по обособленным подразделениям.

Смета составляется с учетом следующих требований:

1) формирование фонда оплаты труда должно осуществляться согласно тарификационным спискам учреждения с учетом постановления КМ РТ от 05.12.2008 N 874 "Об увеличении размеров компенсационных выплат работникам организаций бюджетной сферы". Примерная форма расчета фонда оплаты труда учреждений приведена в приложении. При наличии особенностей формирования фонда оплаты труда, необходимо указать основание - приказ, постановление и др. нормативные документы. Также необходимо приложить тарификационные списки учреждений на 01.01.2009 года, приказы по сокращению штатных должностей при проведении оптимизационных мероприятий.

Расчет фонда оплаты труда по прилагаемой форме (приложение N 2) осуществляется в целом по учреждению по Территориальной Программе ОМС и в рамках одноканального финансирования (через систему ОМС). Формирование фонда оплаты труда будет осуществляться с учетом проведенных оптимизационных мероприятий.

Средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате сокращения гос. заказа, физических лиц и штатных единиц отражаются в смете в строке "персонифицированные адаптационные выплаты и начисления на адаптационные выплаты (ДЭК 101140 либо 103140).

В ДЭК по персонифицированным адаптационным выплатам будут также включаться средства, предусмотренные в плане оптимизационных мероприятий по другим статьям расходов, учитывая источники финансирования. Основанием для организации адаптационных выплат является постановление КМ РТ от 22.12.2008 N 908.

Как указано выше, формирование фонда оплаты труда осуществляется на основании тарификационных списков на 1 января 2009 года. Исчисленный таким образом фонд заработной платы включает в себя повышение заработной платы с 01.02.2008 года на 14%, что составляет 13% увеличения от ФОТ (по тарификационным спискам на 01.01.2008 г) и изменение компенсационных выплат с 01.01.2009 г, что составляет 10% увеличения от ФОТ.

Временно неиспользуемые средства по фонду заработной платы в размере 6% исчисляются делением фонда заработной платы на 01.01.09 г. на 1,23 и умножением полученного значения на 0,06. Данная сумма добавляется к исчисленному годовому фонду оплаты труда и добавляется в 4 квартал 2009 года (за счет уменьшения расходов на медикаменты).

Расходы на медикаменты увеличиваются соответственно в 1-3 кварталах 2009 года.

Формирование сметы по статьям медикаменты, питание и мягкий инвентарь необходимо осуществлять с учетом индексов-дефляторов нижеприведенной таблицы.


Территориальная Программа ОМС

Круглосуточный
стационар

Дневной
стационар

АПП

питание

1,659

1,659

1,188

медикаменты

1,333

1,333

1,068

мягкий
инвентарь

1,068

1,068

1,068


В рамках реализации перехода медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование (через систему ОМС)

Круглосуточный
стационар

Дневной
стационар

АПП

питание

1,659

1,659

1,188

медикаменты

1,333

1,333

1,068

мягкий инвентарь

1,068

1,068

1,068


В качестве исходного значения для расчета стоимости используется структура тарифа на 1 января 2008 года. Всего стоимость статей питание, медикаменты и мягкий инвентарь должна быть пересчитана на новые объемы 2009 года.

2) К смете в расшифровке статьи питание необходимо выделить планирование расходов на специальное питание персонала учреждений здравоохранения, работающих с вредными условиями труда. В смете данные расходы должны быть отражены в части средств бюджета, переданных в ОМС.

3) Расходы на приобретение мягкого инвентаря рекомендуется планировать не ниже уровня 2008 года в расчете на единицу медицинской помощи.

4) в 226 подстатье сметы доходов и расходов

в части, входящей в тариф ОМС, должны быть отражены расходы по заключенным договорам: на оплату стоимости анализов, предусмотренных КСГ для отделений, функционирующих в системе ОМС и проводимых в других учреждениях здравоохранения, на организацию питания через другие учреждения, предприятия (при отсутствии своего пищеблока), за анализы на ВУИ, проводимые в других учреждениях здравоохранения при отсутствии своей лаборатории.

Территориальные амбулаторно-поликлинические учреждения, не имеющие достаточной лечебно-диагностической базы, и планирующие направлять пациентов для получения необходимой медицинской помощи в другие амбулаторно-поликлинические учреждения, должны в 226 подстатье экономической классификации расходов включить сумму средств, необходимую для оплаты указанной медицинской помощи.

в части, входящей в бюджетную часть тарифа, переданного в ОМС, в случае необходимости должны быть отражены также расходы по заключенным договорам с РКБ и РКОД на оплату стоимости анализов на прижизненные морфологические исследования, гистологический, операционный и биопсированный материал, а также материал на гистологические исследования тканей умерших.

Также по статье 226 необходимо, в том числе, выделить заработную плату внештатных сотрудников по дополнительному коду (ДКР) - 210.

5) в статье 310 в части, входящей в тариф ОМС, могут быть учтены расходы на приобретение медицинского инструментария при наличии расшифровки по перечню наименований медицинского инструментария и планируемой стоимости на эти цели. Необходимо учесть, что данные расходы включаются в общую сумму расходов на медикаменты.

6) при формировании бюджета 2009 года Министерством финансов Республики Татарстан для коммунальных услуг использовался индекс-дефлятор, равный 1,25, для оборудования - 1,0, для других расходов, не перечисленных в вышеприведенных таблицах - 1,068.

7) планирование расходов на услуги связи (статья 221), в т.ч. сотовую, должно осуществляться из расчета не более 800 рублей в год на 1 штатную должность.

8) Для государственных (республиканских) учреждений здравоохранения при формировании сметы доходов и расходов по средствам бюджета, переданным в ОМС и сметы расходов (через систему ОМС в рамках реализации перехода медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование) на 2009 год могут быть предусмотрены расходы на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" за исключением медицинского оборудования. При этом необходимо приложить расшифровки по перечню наименований мелкого медицинского инструментария, прочего оборудования и планируемой стоимости на эти цели.

9) Медицинские услуги: исследования на ВУИ, маммографические исследования, исследования на РКТ и МРТ, офтальмологические исследования и реабилитация учитываются по смете расходов на 2009 год (Территориальная программа) в части "средства ОМС".

Средства на "профилактические посещения с целью проведения тестирования на предмет употребления наркотиков" в отличие от прошлого 2008 года для муниципальных учреждений здравоохранения учитываются по смете расходов на 2009 год (Территориальная программа) в составе всех посещений в амбулаторно-поликлинической помощи в части "средства ОМС".

Для специализированных государственных (республиканских) учреждений указанные посещения учитываются по смете расходов на 2009 год (через систему ОМС в рамках реализации перехода медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование) по амбулаторно-поликлинической помощи.

В стоимость тарифа вышеуказанных исследований и посещений включены 5 статей расходов системы ОМС.

При проведении реабилитации и обследований ВУИ в другом учреждении средства могут учитываться в смете расходов по статье 226 "Прочие услуги" для проведения взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь.

10) В связи с необходимостью ведения раздельного учета по Кодам бюджетной классификации требования к формированию смет доходов и расходов на 2009 год по станциям, отделениям скорой медицинской помощи, остались те же, какие предъявлялись при формировании смет доходов и расходов на 2008 год:

1. Станция скорой медицинской помощи, являющаяся самостоятельным юридическим лицом (МБУЗ "Альметьевская ССМП", ГМУ "ССМП г. Зеленодольска", ГУЗ "ССМП" Нижнекамского района, ГУЗ "ССМП" г. Набережные Челны, МУЗ "ССМП г. Казани":

- стоимость неотложной медицинской помощи учитывается в смете расходов на 2009 год (Территориальная программа) в графе амбулаторно-поликлиническая помощь (вызовы неотложной медицинской помощи) в части "средства бюджета, переданные в ОМС";

- стоимость скорой помощи учитывается в смете расходов на 2009 год (через систему ОМС в рамках реализации перехода медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование) в графе скорая медицинская помощь.

Общая сумма средств по станции скорой медицинской помощи, как юридическому лицу отразится в смете расходов по программе государственных гарантий на 2009 год в графе "средства бюджета, переданные в ОМС" и соответственно в смете расходов на 2009 год (расходная часть) в графе "программа государственных гарантий на 2009 год".

2. Станция скорой медицинской помощи, являющаяся филиалом (подразделением) медицинского учреждения - юридического лица (Азнакаевская ССМП МБУЗ "Азнакаевская ЦРБ", ССМП МБУЗ "Бугульминская ЦРБ", ССМП МБУЗ "Елабужская ЦРБ", ССМП МБУЗ "Лениногорская ЦРБ", ССМП МБУЗ "Чистопольская ЦРБ"):

- стоимость неотложной медицинской помощи учитывается в смете расходов на 2009 год (Территориальная программа) в графе амбулаторно-поликлиническая помощь (вызовы неотложной медицинской помощи) в части "средства бюджета, переданные в ОМС";

- стоимость скорой помощи учитывается в смете расходов на 2009 год (через систему ОМС в рамках реализации перехода медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование) в графе скорая медицинская помощь.

Вышеуказанные сметы и соответственно сводные сметы заполняются, как подразделение медицинского учреждения - юридического лица.

3. Отделения скорой медицинской помощи, входящие в состав медицинского учреждения:

- стоимость неотложной медицинской помощи учитывается в смете расходов на 2009 год (Территориальная программа) в графе амбулаторно-поликлиническая помощь (вызовы неотложной медицинской помощи) в части "средства бюджета, переданные в ОМС" по тому учреждению, в состав которого она входит;

- стоимость скорой помощи учитывается в смете расходов на 2009 год (через систему ОМС в рамках реализации перехода медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование) в графе скорая медицинская помощь по тому учреждению, в состав которого она входит;

Общая сумма средств по отделению скорой медицинской помощи отразится в смете расходов по программе государственных гарантий на 2009 год в общей сумме средств учреждения, в состав которого она входит в графе "средства бюджета, переданные в ОМС" и соответственно в смете расходов на 2009 год (расходная часть) в графе "программа государственных гарантий на 2009 год".

При представлении сметы в МЗ РТ необходимо приложить расчеты ко всем статьям расходов, заложенных в смете доходов и расходов.

Также необходимо в обязательном порядке иметь утвержденную смету доходов и расходов на 2008 год.

Приложением к смете доходов и расходов в обязательном порядке должна быть подготовлена также таблица по структуре затрат, планируемых в учреждении в расчете на единицу медицинской помощи (койко-день, посещение) на 2009 год в абсолютных значениях и процентном отношении, а также плановая структура затрат за 2008 год, составленная на 01.01.2008 года (для контроля правильности расчета).

Необходимо представить справки по учреждению по питанию и медикаментам о кредиторской и дебиторской задолженности и о наличии остатков на складе. Справки представляются за подписью главного врача и главного бухгалтера. При наличии кредиторской задолженности по питанию и медикаментам необходимо расшифровать ее в разрезе поставщиков, имеющих наибольшую сумму задолженности, в обязательном порядке отразить сумму задолженности по медикаментам перед "Таттехмедфарм" (если задолженность имеется).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»