Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства будет основываться на создании отраслевых образовательных кластеров (системного образовательного комплекса), формируемых на республиканском уровне и включающих в себя образовательные и иные организации и учреждения разного уровня, типов и видов, инновационные образовательные программы, технологии и методики, а также управленческую инфраструктуру.
Целью функционирования образовательного кластера является интеграция ресурсов территории, создание всесторонних условий для диагностирования образовательного потенциала личности, прогностического выстраивания и реализации непрерывных образовательных и профессиональных траекторий всех участников образовательного процесса. Образовательный кластер обеспечивает получение образования с уровня дошкольного образования через уровень получения знаний и компетенций на основе государственных стандартов и осуществления выбора профиля образования и профессии на стадии общего образования до индивидуального выбора личностью уровня своего профессионального образования (начального, среднего или высшего), а также возможности для каждого оперативно пройти профессиональную переподготовку или получить образование по новой специальности.
Образовательные кластеры ориентированы на перспективы экономического, социального и культурного развития территории, а также учитывают климатическую и природную специфику и подразделяются на следующие образовательно-отраслевые кластеры:
добыча, транспортировка нефти и газа;
нефтехимическая и нефтеперерабатывающая отрасль;
высокие технологии;
энергетика;
машиностроение;
авиастроение;
легкая промышленность;
агропромышленный комплекс;
строительство и жилищно-коммунальное хозяйство;
торговля и сфера услуг;
транспорт и дорожное хозяйство;