Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 7.3.2



Прогноз трудовых ресурсов Республики Татарстан

Категории трудовых ресурсов

Варианты прогноза

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2030 г.

Прирост, (- убыль), %

2010 г. к 2005 г.

2030 г. к 2005 г.

Численность населения в

программный 1 вариант

2363

2363

2404

2480

2671

0,0

13,0

трудоспособном возрасте, тыс. человек

2 вариант

(основной)

2363

2366

2444

2426

2708

0,1

14,6

инерционный

2363

2326

2330

2325

2299

-1,6

-2,7

Численность экономически активного населения, тыс. человек

2 вариант

(основной)

1879

1930

2024

2115

2290

2,7

21,9

инерционный

1905

1902

1928

1951

2000

-0,2

10,4

Занятых в экономике, тыс.

программный 1 вариант

1778

1885

1881

1967

2140

3,2

20,0

человек

2 вариант

(основной)

1778

1873

1969

2070

2250

5,3

26,5

инерционный

1778

1810

1843

1871

1930

1,8

8,5

Лица в трудоспособном

программный 2 вариант

227

218

208

201

190

-4,0

-16,3

возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой, тыс. человек

инерционный

227

227

236

242

260

0,0

14,5

в % к числу трудоспособных

программный 2 вариант

9,6

9,2

8,5

8,0

7

-0,3 пункта

-1,6 пункта

инерционный

9,6

9,6

9,6

9,6

9,6

-

-

Численность безработных по методологии Международной организации труда

программный 2 вариант

127

85

70

60

50

-33,1 пункта

-60,4 пункта

инерционный

127

92

85

80

70

-27,6

-44,9

Уровень безработицы, %

программный 2 вариант

6,7

4,3

3,3

2,8

2,2

-2,4 пункта

-4,4 пункта

инерционный

6,7

4,8

4,4

4,1

3,5

-1,9 пункта

-3,2 пункта


вовлечение в экономику лиц в трудоспособном возрасте, незанятых трудовой деятельностью и учебой, за счет стимулирующих факторов - повышения оплаты труда и социального статуса работающего населения, улучшения охраны и условий труда, а также развития малого бизнеса;


увеличение числа занятых в экономике в результате улучшения здоровья, в том числе снижения смертности лиц в трудоспособном возрасте (с 6,7 до 4,6 к 2030 году);


увеличение масштабов вовлечения в экономику лиц пожилого возраста;


увеличение привлечения трудовых мигрантов из других районов страны и из-за рубежа за счет повышения конкурентоспособности республики в результате быстрого улучшения условий и повышения уровня жизни.


Миграционный прирост населения в трудоспособном возрасте намечается увеличить по программному варианту с 5,4 тыс. человек до 10,5 тыс. человек в год к 2030 г.; половина из них устраивается на работу.


Реализацию программного варианта и трудоустройство увеличивающегося контингента экономически активного населения необходимо обеспечить путем государственной поддержки трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, улучшения работы служб по трудоустройству, развития партнерских отношений государства, предпринимателей и профсоюзов в области трудовых отношений, создания новых рабочих мест, а также регулирования рынка труда.


Для улучшения структуры занятых принципиальное значение будет иметь увеличение их числа:


в малом бизнесе, что увеличит доходы населения и численность среднего класса, создающего основу гражданского общества;


в инновационном секторе экономики, машиностроении, науке, консалтинговой деятельности, банковском, страховом и рекламном деле;


в частном секторе экономики.


Приоритетными направлениями увеличения занятости выдвигаются:


обрабатывающие производства - на 34,0%;


строительство - на 32,4%;