Прогноз трудовых ресурсов Республики Татарстан
Категории трудовых ресурсов | Варианты прогноза | 2005 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2030 г. | Прирост, (- убыль), % | |
2010 г. к 2005 г. | 2030 г. к 2005 г. | |||||||
Численность населения в | программный 1 вариант | 2363 | 2363 | 2404 | 2480 | 2671 | 0,0 | 13,0 |
трудоспособном возрасте, тыс. человек | 2 вариант (основной) | 2363 | 2366 | 2444 | 2426 | 2708 | 0,1 | 14,6 |
инерционный | 2363 | 2326 | 2330 | 2325 | 2299 | -1,6 | -2,7 | |
Численность экономически активного населения, тыс. человек | 2 вариант (основной) | 1879 | 1930 | 2024 | 2115 | 2290 | 2,7 | 21,9 |
инерционный | 1905 | 1902 | 1928 | 1951 | 2000 | -0,2 | 10,4 | |
Занятых в экономике, тыс. | программный 1 вариант | 1778 | 1885 | 1881 | 1967 | 2140 | 3,2 | 20,0 |
человек | 2 вариант (основной) | 1778 | 1873 | 1969 | 2070 | 2250 | 5,3 | 26,5 |
инерционный | 1778 | 1810 | 1843 | 1871 | 1930 | 1,8 | 8,5 | |
Лица в трудоспособном | программный 2 вариант | 227 | 218 | 208 | 201 | 190 | -4,0 | -16,3 |
возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой, тыс. человек | инерционный | 227 | 227 | 236 | 242 | 260 | 0,0 | 14,5 |
в % к числу трудоспособных | программный 2 вариант | 9,6 | 9,2 | 8,5 | 8,0 | 7 | -0,3 пункта | -1,6 пункта |
инерционный | 9,6 | 9,6 | 9,6 | 9,6 | 9,6 | - | - | |
Численность безработных по методологии Международной организации труда | программный 2 вариант | 127 | 85 | 70 | 60 | 50 | -33,1 пункта | -60,4 пункта |
инерционный | 127 | 92 | 85 | 80 | 70 | -27,6 | -44,9 | |
Уровень безработицы, % | программный 2 вариант | 6,7 | 4,3 | 3,3 | 2,8 | 2,2 | -2,4 пункта | -4,4 пункта |
инерционный | 6,7 | 4,8 | 4,4 | 4,1 | 3,5 | -1,9 пункта | -3,2 пункта |
вовлечение в экономику лиц в трудоспособном возрасте, незанятых трудовой деятельностью и учебой, за счет стимулирующих факторов - повышения оплаты труда и социального статуса работающего населения, улучшения охраны и условий труда, а также развития малого бизнеса;
увеличение числа занятых в экономике в результате улучшения здоровья, в том числе снижения смертности лиц в трудоспособном возрасте (с 6,7 до 4,6 к 2030 году);
увеличение масштабов вовлечения в экономику лиц пожилого возраста;
увеличение привлечения трудовых мигрантов из других районов страны и из-за рубежа за счет повышения конкурентоспособности республики в результате быстрого улучшения условий и повышения уровня жизни.
Миграционный прирост населения в трудоспособном возрасте намечается увеличить по программному варианту с 5,4 тыс. человек до 10,5 тыс. человек в год к 2030 г.; половина из них устраивается на работу.
Реализацию программного варианта и трудоустройство увеличивающегося контингента экономически активного населения необходимо обеспечить путем государственной поддержки трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, улучшения работы служб по трудоустройству, развития партнерских отношений государства, предпринимателей и профсоюзов в области трудовых отношений, создания новых рабочих мест, а также регулирования рынка труда.
Для улучшения структуры занятых принципиальное значение будет иметь увеличение их числа:
в малом бизнесе, что увеличит доходы населения и численность среднего класса, создающего основу гражданского общества;
в инновационном секторе экономики, машиностроении, науке, консалтинговой деятельности, банковском, страховом и рекламном деле;
в частном секторе экономики.
Приоритетными направлениями увеличения занятости выдвигаются:
обрабатывающие производства - на 34,0%;
строительство - на 32,4%;