Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 6.1.6



Прогноз динамики отраслевой структуры промышленности Республики Татарстан в сравнении с Приволжским федеральным округом и Российской Федерацией в целом, % (инновационный вариант)

Промышленность - всего

В том числе:

Электроэнергетика

Топливная промышленность

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая и нефтехимическая промышленность

Машиностроение и металлообработка

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Промышленность строительных материалов

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Российская Федерация

2005 г.

100,0

11,1

21,6

11,7

7,2

5,9

18,8

3,8

3,1

1,1

13,3

2010 г.

100,0

9,5

19,2

10,5

7,0

6,1

21,9

4,0

3,3

1,2

14,9

2015 г.

100,0

8,2

16,4

9,6

6,6

7,0

25,3

4,1

3,5

1,3

15,7

2020 г.

100,0

7,0

13,5

8,5

6,0

7,8

29,1

4,1

3,6

1,3

16,5

Приволжский федеральный округ

2005 г.

100,0

9,8

26,0

4,6

2,1

11,2

28,7

2,9

2,8

1,0

9,2

2010 г.

100,0

8,2

23,1

4,0

2,0

11,8

32,7

2,9

2,9

1,0

9,6

2015 г.

100,0

6,9

19,4

3,5

1,8

13,5

36,4

2,9

3,0

1,1

9,8

2020 г.

100,0

5,8

15,7

2,9

1,6

15,1

40,6

2,8

3,0

1,1

9,7

Республика Татарстан

2005 г.

100,0

6,7

38,9

0,2

0,0

17,3

23,6

1,4

2,4

0,7

8,2

2010 г.

100,0

5,7

34,3

0,2

0,0

18,3

27,8

1,4

2,5

0,7

8,6

2015 г.

100,0

4,9

28,3

0,2

0,0

21,2

31,6

1,3

2,5

0,7

8,8

2020 г.

100,0

4,1

22,4

0,1

0,0

24,0

35,5

1,2

2,5

0,7

8,9

Оценка 2030 г.

100,0

3,8

20,2

0,1

0,0

25,3

37,1

1,0

2,6

0,8

9,1


Результатом всех этих прогрессивных изменений должно стать:


- обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства как основы устойчивого экономического развития республики в перспективе;


- позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими, а также доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП (см. диаграмму на рис. 6.1.1).


Причем если условно разделить прогнозный период на этапы, то на этапе до 2015 г., то есть в ближайшие 7 лет, как раз и будут непосредственно решаться все названные задачи в области достижения высоких темпов роста отраслей промышленности республики в целом, а также ее структурных изменений, а на этапе 2015 - 2020 гг. - закрепление позитивных тенденций, заложенных на первом этапе реализации Программы.


По предварительной оценке, если на этапе 2010 - 2020 гг. можно спрогнозировать опережающие темпы роста прогрессивных (для данного этапа) обрабатывающих отраслей промышленности (машиностроение, химия и нефтехимия, промышленность строительных материалов), к тому же еще не будут до конца задействованы все экстенсивные факторы роста, то после 2020 г. ситуация изменится, и темпы роста будут замедляться и снижаться. Связано это будет с тем, что, во-первых, экстенсивные факторы роста к тому времени, по-видимому, будут полностью исчерпаны и останутся только интенсивные факторы, использование которых, как показывает мировая практика, приводит к замедлению темпов экономического развития, и, во-вторых, объективно должен будет начаться новый этап структурной перестройки экономики, в том числе промышленности, так как структура, достигнутая в период до 2020 г., уже устареет и станет своего рода "тормозом" на пути дальнейшего развития. Необходимо будет уже полностью перейти к формированию отраслевой структуры "новой экономики" - уже не столько высокотехнологичных и наукоемких отраслей, которые должны получить развитие в период до 2020 г. (самолетостроение, химико-фармацевтическая промышленность и др.), сколько отраслей и производств информационно-технологического комплекса, новых, высокотехнологичных услуг промышленности и т.д. Поэтому если в период 2010 - 2020 гг. по промышленности Республики Татарстан были заложены достаточно высокие темпы роста, обеспечивающие в 2020 г. увеличение объема промышленного производства по сравнению с 2005 г. почти в 2,5 раза, то в период 2020 - 2030 гг. можно ожидать их некоторого снижения, то есть перехода к более умеренному росту: по первому варианту рост промышленного производства в 2030 г. по отношению к 2020 г. может составить 1,48 раза, по второму варианту - 1,8 раза. Если же брать период 2005 - 2030 гг. в целом, то здесь рост промышленного производства может составить: по инерционному сценарию - 2,8 раза, по инновационному - 4,2 раза, т.е. разница между ними весьма существенная - 1,5 раза, причем второй вариант, исходя из перспективной модели экономического роста Республики Татарстан до 2030 г., представляется более целесообразным.


Все изложенное выше должно будет привести к снижению доли промышленности в ВРП Республики Татарстан: с 47,1% в 2005 г. до 38 - 39% в 2030 г., что (наряду с увеличением доли услуг в ВРП) является прогрессивной тенденцией.


Рис. 6.1.1. Прогноз динамики отраслевой структуры промышленности Республики Татарстан на период до 2030 года*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Во многом успехи в развитии индустриального сектора экономики Республики Татарстан в период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. будут зависеть от правильной реализации кластерного подхода, который в условиях рынка, в противовес отраслевому подходу, фокусируется на усилении конкуренции. Наибольший эффект могут дать два промышленных кластера, формируемые в инновационной сфере на базе предприятий автомобильного и нефтепромышленного комплексов с созданием при них сети самостоятельных малых инновационных предприятий. В такой инновационно-промышленный кластер могут быть включены исследовательский потенциал вузов технического профиля, различных отраслевых НИИ и КБ, инжиниринговые, консалтинговые и финансовые структуры, а также организации, занимающиеся коммерциализацией интеллектуальной собственности и сбытом инновационной продукции научно-технического назначения. Все они вместе в рамках этих двух кластеров могут эффективно использовать имеющуюся и создаваемую в республике инфраструктуру и сложившиеся хозяйственные связи для продвижения не только высокотехнологичной, наукоемкой продукции, но также и различных патентов, лицензий, "ноу-хау" на российский и мировой рынки. Практически все они имеют значительные объемы экспорта своей продукции за рубеж, располагают большим числом самостоятельных крупных, средних и малых предприятий, имеющих кооперационные связи в процессе производства профильной продукции.


Инновационное направление развития промышленности Республики Татарстан на основе высокотехнологичных производств предполагает дальнейшее формирование и развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее - ОЭЗ) "Алабуга", о которой уже говорилось выше.


Перспективы развития ОЭЗ связаны, в первую очередь, с тем, что зарегистрированные на ее территории предприятия получают ряд налоговых и таможенных льгот. Прежде всего действует режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары - с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Организации-резиденты ОЭЗ будут освобождены от налога на имущество на 10 лет с момента постановки имущества на учет, от земельного налога - на 10 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Кроме того, в республике для резидентов ОЭЗ предусмотрены специальные льготы - ставка налога на прибыль организации в размере 13,5% (вместо установленных 17,5%) в части налога, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, и полное освобождение от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в ее бюджет. Также в отношении резидентов ОЭЗ не действует общее ограничение по переносу убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде, согласно которому все организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли текущего года.


Согласно предварительным расчетам, к 2010 г. объем привлеченных инвестиций резидентами ОЭЗ "Алабуга" составит более 13,0 млрд рублей, будет создано более 8000 новых рабочих мест. Начиная с 2011 г. объемы реализации товаров и услуг составят свыше 39 млрд рублей в год, налоговые поступления в различные уровни бюджетов - свыше 4,5 млрд рублей в год.


На территории ОЭЗ "Алабуга" запланировано размещение ряда высокотехнологичных производств. Во-первых, создаются уникальные условия для создания импортозамещающих производств по переработке пластмасс в готовые товары. Во-вторых, очень выгодно использовать ОЭЗ "Алабуга" для размещения производств автокомплектующих. Есть существенный потенциал и для других отраслей промышленности - машиностроения, электроники, деревообработки.


В рамках реализации Программы на территории Республики Татарстан предполагается формирование новых транснациональных компаний, а также активное участие предприятий в действующих международных корпорациях в сфере нефтехимической промышленности, автомобилестроения и авиастроения. Это позволит обеспечить внедрение современных технологий и активно конкурировать на мировых рынках по важнейшим видам высокотехнологичной продукции.