Прогноз динамики отраслевой структуры промышленности Республики Татарстан в сравнении с Приволжским федеральным округом и Российской Федерацией в целом, % (инновационный вариант)
Промышленность - всего | В том числе: | ||||||||||
Электроэнергетика | Топливная промышленность | Черная металлургия | Цветная металлургия | Химическая и нефтехимическая промышленность | Машиностроение и металлообработка | Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | Промышленность строительных материалов | Легкая промышленность | Пищевая промышленность | ||
Российская Федерация | |||||||||||
2005 г. | 100,0 | 11,1 | 21,6 | 11,7 | 7,2 | 5,9 | 18,8 | 3,8 | 3,1 | 1,1 | 13,3 |
2010 г. | 100,0 | 9,5 | 19,2 | 10,5 | 7,0 | 6,1 | 21,9 | 4,0 | 3,3 | 1,2 | 14,9 |
2015 г. | 100,0 | 8,2 | 16,4 | 9,6 | 6,6 | 7,0 | 25,3 | 4,1 | 3,5 | 1,3 | 15,7 |
2020 г. | 100,0 | 7,0 | 13,5 | 8,5 | 6,0 | 7,8 | 29,1 | 4,1 | 3,6 | 1,3 | 16,5 |
Приволжский федеральный округ | |||||||||||
2005 г. | 100,0 | 9,8 | 26,0 | 4,6 | 2,1 | 11,2 | 28,7 | 2,9 | 2,8 | 1,0 | 9,2 |
2010 г. | 100,0 | 8,2 | 23,1 | 4,0 | 2,0 | 11,8 | 32,7 | 2,9 | 2,9 | 1,0 | 9,6 |
2015 г. | 100,0 | 6,9 | 19,4 | 3,5 | 1,8 | 13,5 | 36,4 | 2,9 | 3,0 | 1,1 | 9,8 |
2020 г. | 100,0 | 5,8 | 15,7 | 2,9 | 1,6 | 15,1 | 40,6 | 2,8 | 3,0 | 1,1 | 9,7 |
Республика Татарстан | |||||||||||
2005 г. | 100,0 | 6,7 | 38,9 | 0,2 | 0,0 | 17,3 | 23,6 | 1,4 | 2,4 | 0,7 | 8,2 |
2010 г. | 100,0 | 5,7 | 34,3 | 0,2 | 0,0 | 18,3 | 27,8 | 1,4 | 2,5 | 0,7 | 8,6 |
2015 г. | 100,0 | 4,9 | 28,3 | 0,2 | 0,0 | 21,2 | 31,6 | 1,3 | 2,5 | 0,7 | 8,8 |
2020 г. | 100,0 | 4,1 | 22,4 | 0,1 | 0,0 | 24,0 | 35,5 | 1,2 | 2,5 | 0,7 | 8,9 |
Оценка 2030 г. | 100,0 | 3,8 | 20,2 | 0,1 | 0,0 | 25,3 | 37,1 | 1,0 | 2,6 | 0,8 | 9,1 |
Результатом всех этих прогрессивных изменений должно стать:
- обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства как основы устойчивого экономического развития республики в перспективе;
- позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими, а также доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП (см. диаграмму на рис. 6.1.1).
Причем если условно разделить прогнозный период на этапы, то на этапе до 2015 г., то есть в ближайшие 7 лет, как раз и будут непосредственно решаться все названные задачи в области достижения высоких темпов роста отраслей промышленности республики в целом, а также ее структурных изменений, а на этапе 2015 - 2020 гг. - закрепление позитивных тенденций, заложенных на первом этапе реализации Программы.
По предварительной оценке, если на этапе 2010 - 2020 гг. можно спрогнозировать опережающие темпы роста прогрессивных (для данного этапа) обрабатывающих отраслей промышленности (машиностроение, химия и нефтехимия, промышленность строительных материалов), к тому же еще не будут до конца задействованы все экстенсивные факторы роста, то после 2020 г. ситуация изменится, и темпы роста будут замедляться и снижаться. Связано это будет с тем, что, во-первых, экстенсивные факторы роста к тому времени, по-видимому, будут полностью исчерпаны и останутся только интенсивные факторы, использование которых, как показывает мировая практика, приводит к замедлению темпов экономического развития, и, во-вторых, объективно должен будет начаться новый этап структурной перестройки экономики, в том числе промышленности, так как структура, достигнутая в период до 2020 г., уже устареет и станет своего рода "тормозом" на пути дальнейшего развития. Необходимо будет уже полностью перейти к формированию отраслевой структуры "новой экономики" - уже не столько высокотехнологичных и наукоемких отраслей, которые должны получить развитие в период до 2020 г. (самолетостроение, химико-фармацевтическая промышленность и др.), сколько отраслей и производств информационно-технологического комплекса, новых, высокотехнологичных услуг промышленности и т.д. Поэтому если в период 2010 - 2020 гг. по промышленности Республики Татарстан были заложены достаточно высокие темпы роста, обеспечивающие в 2020 г. увеличение объема промышленного производства по сравнению с 2005 г. почти в 2,5 раза, то в период 2020 - 2030 гг. можно ожидать их некоторого снижения, то есть перехода к более умеренному росту: по первому варианту рост промышленного производства в 2030 г. по отношению к 2020 г. может составить 1,48 раза, по второму варианту - 1,8 раза. Если же брать период 2005 - 2030 гг. в целом, то здесь рост промышленного производства может составить: по инерционному сценарию - 2,8 раза, по инновационному - 4,2 раза, т.е. разница между ними весьма существенная - 1,5 раза, причем второй вариант, исходя из перспективной модели экономического роста Республики Татарстан до 2030 г., представляется более целесообразным.
Все изложенное выше должно будет привести к снижению доли промышленности в ВРП Республики Татарстан: с 47,1% в 2005 г. до 38 - 39% в 2030 г., что (наряду с увеличением доли услуг в ВРП) является прогрессивной тенденцией.
Рис. 6.1.1. Прогноз динамики отраслевой структуры промышленности Республики Татарстан на период до 2030 года*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Во многом успехи в развитии индустриального сектора экономики Республики Татарстан в период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. будут зависеть от правильной реализации кластерного подхода, который в условиях рынка, в противовес отраслевому подходу, фокусируется на усилении конкуренции. Наибольший эффект могут дать два промышленных кластера, формируемые в инновационной сфере на базе предприятий автомобильного и нефтепромышленного комплексов с созданием при них сети самостоятельных малых инновационных предприятий. В такой инновационно-промышленный кластер могут быть включены исследовательский потенциал вузов технического профиля, различных отраслевых НИИ и КБ, инжиниринговые, консалтинговые и финансовые структуры, а также организации, занимающиеся коммерциализацией интеллектуальной собственности и сбытом инновационной продукции научно-технического назначения. Все они вместе в рамках этих двух кластеров могут эффективно использовать имеющуюся и создаваемую в республике инфраструктуру и сложившиеся хозяйственные связи для продвижения не только высокотехнологичной, наукоемкой продукции, но также и различных патентов, лицензий, "ноу-хау" на российский и мировой рынки. Практически все они имеют значительные объемы экспорта своей продукции за рубеж, располагают большим числом самостоятельных крупных, средних и малых предприятий, имеющих кооперационные связи в процессе производства профильной продукции.
Инновационное направление развития промышленности Республики Татарстан на основе высокотехнологичных производств предполагает дальнейшее формирование и развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее - ОЭЗ) "Алабуга", о которой уже говорилось выше.
Перспективы развития ОЭЗ связаны, в первую очередь, с тем, что зарегистрированные на ее территории предприятия получают ряд налоговых и таможенных льгот. Прежде всего действует режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары - с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Организации-резиденты ОЭЗ будут освобождены от налога на имущество на 10 лет с момента постановки имущества на учет, от земельного налога - на 10 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Кроме того, в республике для резидентов ОЭЗ предусмотрены специальные льготы - ставка налога на прибыль организации в размере 13,5% (вместо установленных 17,5%) в части налога, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, и полное освобождение от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в ее бюджет. Также в отношении резидентов ОЭЗ не действует общее ограничение по переносу убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде, согласно которому все организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли текущего года.
Согласно предварительным расчетам, к 2010 г. объем привлеченных инвестиций резидентами ОЭЗ "Алабуга" составит более 13,0 млрд рублей, будет создано более 8000 новых рабочих мест. Начиная с 2011 г. объемы реализации товаров и услуг составят свыше 39 млрд рублей в год, налоговые поступления в различные уровни бюджетов - свыше 4,5 млрд рублей в год.
На территории ОЭЗ "Алабуга" запланировано размещение ряда высокотехнологичных производств. Во-первых, создаются уникальные условия для создания импортозамещающих производств по переработке пластмасс в готовые товары. Во-вторых, очень выгодно использовать ОЭЗ "Алабуга" для размещения производств автокомплектующих. Есть существенный потенциал и для других отраслей промышленности - машиностроения, электроники, деревообработки.
В рамках реализации Программы на территории Республики Татарстан предполагается формирование новых транснациональных компаний, а также активное участие предприятий в действующих международных корпорациях в сфере нефтехимической промышленности, автомобилестроения и авиастроения. Это позволит обеспечить внедрение современных технологий и активно конкурировать на мировых рынках по важнейшим видам высокотехнологичной продукции.