Прогноз сдвигов в размещении промышленного производства на территории Республики Татарстан за период 2005 - 2030 годов (по новой сетке экономических районов)
N п/п | Экономические районы | Перечень административных (муниципальных) районов и городов республиканского подчинения, в них входящих | Доля экономического района в общем объеме промышленного производства Республики Татарстан, % | Промышленная специализация экономического района (отрасли, производства) | Зона локализации промышленных кластеров и формирования особых экономических зон (ОЭЗ) | ||||
2005 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2030 г. | |||||
1. | Столичный | г. Казань, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Атнинский | 16,5 | 17,2 | 18,2 | 19,5 | 20,3 | Нефтехимия, машиностроение, судостроение, самолетостроение, приборостроение, электротехника, в т.ч. производства оборонно-промышленного комплекса, промстройматериалов, легкая и пищевая промышленность | - |
2. | Западный | Буинский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Апастовский, Дрожжановский, Тетюшский | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | Легкая и пищевая промышленность, деревообработка | - |
3. | Северный | Арский, Рыбно-Слободский, Балтасинский, Кукморский, Сабинский, Тюлячинский, Мамадышский | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Легкая и пищевая промышленность, деревообработка | - |
4. | Южный | Чистопольский, Спасский, Алексеевский, Алькеевский, Аксубаевский, Новошешминский, Нурлатский | 2,8 | 2,7 | 2,6 | 2,5 | 2,5 | Электроэнергетика, приборостроение (часовое производство), деревообработка, легкая промышленность | - |
5. | Камский | г. Набережные Челны, Нижнекамский, Елабужский, Заинский | 37,6 | 37,9 | 39,6 | 41,7 | 44,6 | Нефтепереработка, нефтехимия, автомобилестроение, производство промстройматериалов, легкая промышленность | Нефтехимический и автомобилестроительный кластеры, ОЭЗ "Алабуга" |
6. | Нефтяной | Альметьевский, Бугульминский, Лениногорский, Черемшанский, Сармановский | 40,3 | 39,6 | 37,3 | 34,1 | 30,6 | Нефтедобыча, нефтепереработка, машиностроение (трубное производство), производства оборонно-промышленного комплекса, промстройматериалов, легкая промышленность | - |
7. | Восточный | Агрызский, Актанышский, Мензелинский, Муслюмовский, Азнакаевский, Ютазинский, Бавлинский | 1,5 | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | Пищевая промышленность | - |
Всего | 100,0 | - | - |
Перспективы развития автомобилестроения Республики Татарстан самым тесным образом связаны с дальнейшим развитием ОАО "КАМАЗ" и ОАО "Северсталь-авто". Основными направлениями развития автомобильной промышленности Татарстана на перспективу являются: реформирование существующих автомобильных комплексов путем разделения их на отдельные виды производств с сохранением технологической специализации по изготовлению агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением кооперационных связей; организация широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций с целью концентрации производственных, финансовых, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификации производства.
Создание сборочных производств с участием ведущих автомобилестроительных компаний мира позволит обеспечить применение передовых технологий производства автомобилей и сокращение технологического отставания российского автопрома при минимальных инвестиционных затратах. Это, в конечном итоге, позволит организовать выпуск конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынков, что имеет немаловажное значение в свете вступления России в ВТО. Согласно прогнозу, количество выпускаемых в Республике Татарстан автомобилей к 2030 г. должно составить 103,3 тыс. штук, что почти в 2 раза больше показателя 2006 года (53,3 тыс. штук).
Помимо этого в перспективе предусматривается освоение выпуска современных отечественных автомобильных компонентов и материалов на республиканских заводах, что позволит постепенно перейти от сборочных производств на основе импортных комплектующих к созданию в Татарстане полного цикла производства легковых автомобилей. Все это должно явиться основой для завершения формирования полноценного автомобилестроительного кластера.
Перспективное развитие судостроения в Республике Татарстан, базирующегося на единственном предприятии - ОАО "Зеленодольский завод им. А.М.Горького", являющемся одним из ведущих судостроительных предприятий России, связывается с конверсией производства, направленной на увеличение доли продукции (судов) гражданского назначения (в настоящее время по гособоронзаказу выпускается порядка 90% его продукции). К тому же на сегодня данное предприятие не включено в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) России, которая должна явиться основным получателем и, соответственно, распределителем между производителями крупных государственных и частных заказов. Поэтому программная цель стратегического развития ОАО "Зеленодольский завод им. А.М.Горького", состоящая в создании на его базе новой, конкурентоспособной производственной структуры, выпускающей высококачественную продукцию на основе инноваций и тесной интеграции с наукой, возможно лишь после положительного решения вопроса о включении его в состав ОСК России. В противном случае никаких перспектив, кроме возможного перепрофилирования производства, у данного предприятия просто нет.
Отрасль приборостроения машиностроительного комплекса Республики Татарстан, базирующаяся на работе около десятка крупных и известных не только в стране, но и за ее пределами приборостроительных предприятий (ОАО "Завод Элекон", ОАО "Радиоприбор", ОАО "Электроприбор", ОАО "Казанский оптико-механический завод" и др.), также имеющая значительную долю продукции военно-технического назначения, стратегическую перспективу развития на период 2020 - 2030 гг. связывает, как и судостроение, с усилением процесса конверсии производства и выпуском продукции гражданского назначения. Но для этого необходимо в полном объеме задействовать имеющиеся в отрасли инновационно-технологические факторы. При этом экспорт продукции этих предприятий может быть увеличен в перспективе на 1 млрд долларов США.
Перспективное развитие промышленности строительных материалов Республики Татарстан на период до 2030 г. предусматривает последовательное осуществление двух этапов:
2008 - 2015 гг. - модернизация и обновление основных фондов, создание новых производственных мощностей по производству строительных материалов;
2016 - 2030 гг. - инновационное совершенствование оборудования и технологических процессов в отрасли с внедрением на предприятиях компьютеризированного производства и выпуском в итоге продукции, по качеству и технико-экономическим показателям не уступающей передовым технически развитым странам мира.
Согласно инновационному сценарию развития отрасли к 2030 г. она должна обеспечить выпускаемой продукцией строительство жилья в республике общей площадью 5,4 млн кв. метров. Для реализации этой цели на строительство новых объектов, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий отрасли в период 2008 - 2030 гг. прогнозируется привлечь из различных источников средства на общую сумму 21273 млн рублей, в том числе: из бюджетов разных уровней - 1637 млн рублей (9%), из внебюджетных источников - 19346 млн рублей (91%). За счет этих средств в отрасли намечается реализация 42 проектов, из которых наиболее инновационным и капиталоемким является проект технического перевооружения предприятий с внедрением компьютеризированного производства (2016 - 2030 гг.) с объемом финансирования 8100 млн рублей, или 38% от общего объема финансирования отрасли в целом.
В лесной и деревообрабатывающей промышленности Республики Татарстан согласно инновационному сценарию развития на 2020 - 2030 гг. предусматривается создание целостного лесопромышленного комплекса, охватывающего распиловку и глубокую переработку древесины с производством деревянных клееных конструкций и древесностружечных плит, а также развитие дорожной инфраструктуры в лесхозах республики. Реализация этого проекта позволит увеличить объемы производства продукции отрасли к 2030 г. в 3,7 раза по сравнению с 2007 годом.
Важным условием реализации намеченного сценария развития отрасли является наиболее полное использование имеющегося научного потенциала, сохранение кадрового состава промышленно-производственного и инженерно-технического персонала на предприятиях лесопромышленного комплекса.
Стратегия перспективного развития легкой промышленности Республики Татарстан предполагает углубленную кооперацию предприятий отрасли с предприятиями других взаимосвязанных отраслей, тесную интеграцию с научно-образовательными учреждениями республики.
Прогнозируется, что рост затрат на инновационную деятельность в отрасли за период 2008 - 2030 гг. вырастет в 24 раза, а объем финансирования мероприятий по новому строительству, расширению и техническому перевооружению предприятий за этот период из внебюджетных источников (включая кредиты банков и иностранные инвестиции) составит порядка 2680 млн рублей.