Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 6.1.7



Прогноз сдвигов в размещении промышленного производства на территории Республики Татарстан за период 2005 - 2030 годов (по новой сетке экономических районов)

N п/п

Экономические районы

Перечень административных (муниципальных) районов и городов республиканского подчинения, в них входящих

Доля экономического района в общем объеме промышленного производства Республики Татарстан, %

Промышленная специализация экономического района (отрасли, производства)

Зона локализации промышленных кластеров и формирования особых экономических зон (ОЭЗ)

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2030 г.

1.

Столичный

г. Казань, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Атнинский

16,5

17,2

18,2

19,5

20,3

Нефтехимия, машиностроение, судостроение, самолетостроение, приборостроение, электротехника, в т.ч. производства оборонно-промышленного комплекса, промстройматериалов, легкая и пищевая промышленность

-

2.

Западный

Буинский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Апастовский, Дрожжановский, Тетюшский

0,6

0,6

0,5

0,5

0,4

Легкая и пищевая промышленность, деревообработка

-

3.

Северный

Арский, Рыбно-Слободский, Балтасинский, Кукморский, Сабинский, Тюлячинский, Мамадышский

0,7

0,6

0,5

0,5

0,5

Легкая и пищевая промышленность, деревообработка

-

4.

Южный

Чистопольский, Спасский, Алексеевский, Алькеевский, Аксубаевский, Новошешминский, Нурлатский

2,8

2,7

2,6

2,5

2,5

Электроэнергетика, приборостроение (часовое производство), деревообработка, легкая промышленность

-

5.

Камский

г. Набережные Челны, Нижнекамский, Елабужский, Заинский

37,6

37,9

39,6

41,7

44,6

Нефтепереработка, нефтехимия, автомобилестроение, производство промстройматериалов, легкая промышленность

Нефтехимический и автомобилестроительный кластеры, ОЭЗ "Алабуга"

6.

Нефтяной

Альметьевский, Бугульминский, Лениногорский, Черемшанский, Сармановский

40,3

39,6

37,3

34,1

30,6

Нефтедобыча, нефтепереработка, машиностроение (трубное производство), производства оборонно-промышленного комплекса, промстройматериалов, легкая промышленность

-

7.

Восточный

Агрызский, Актанышский, Мензелинский, Муслюмовский, Азнакаевский, Ютазинский, Бавлинский

1,5

1,4

1,3

1,2

1,1

Пищевая промышленность

-

Всего

100,0

-

-


Перспективы развития автомобилестроения Республики Татарстан самым тесным образом связаны с дальнейшим развитием ОАО "КАМАЗ" и ОАО "Северсталь-авто". Основными направлениями развития автомобильной промышленности Татарстана на перспективу являются: реформирование существующих автомобильных комплексов путем разделения их на отдельные виды производств с сохранением технологической специализации по изготовлению агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением кооперационных связей; организация широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций с целью концентрации производственных, финансовых, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификации производства.


Создание сборочных производств с участием ведущих автомобилестроительных компаний мира позволит обеспечить применение передовых технологий производства автомобилей и сокращение технологического отставания российского автопрома при минимальных инвестиционных затратах. Это, в конечном итоге, позволит организовать выпуск конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынков, что имеет немаловажное значение в свете вступления России в ВТО. Согласно прогнозу, количество выпускаемых в Республике Татарстан автомобилей к 2030 г. должно составить 103,3 тыс. штук, что почти в 2 раза больше показателя 2006 года (53,3 тыс. штук).


Помимо этого в перспективе предусматривается освоение выпуска современных отечественных автомобильных компонентов и материалов на республиканских заводах, что позволит постепенно перейти от сборочных производств на основе импортных комплектующих к созданию в Татарстане полного цикла производства легковых автомобилей. Все это должно явиться основой для завершения формирования полноценного автомобилестроительного кластера.


Перспективное развитие судостроения в Республике Татарстан, базирующегося на единственном предприятии - ОАО "Зеленодольский завод им. А.М.Горького", являющемся одним из ведущих судостроительных предприятий России, связывается с конверсией производства, направленной на увеличение доли продукции (судов) гражданского назначения (в настоящее время по гособоронзаказу выпускается порядка 90% его продукции). К тому же на сегодня данное предприятие не включено в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) России, которая должна явиться основным получателем и, соответственно, распределителем между производителями крупных государственных и частных заказов. Поэтому программная цель стратегического развития ОАО "Зеленодольский завод им. А.М.Горького", состоящая в создании на его базе новой, конкурентоспособной производственной структуры, выпускающей высококачественную продукцию на основе инноваций и тесной интеграции с наукой, возможно лишь после положительного решения вопроса о включении его в состав ОСК России. В противном случае никаких перспектив, кроме возможного перепрофилирования производства, у данного предприятия просто нет.


Отрасль приборостроения машиностроительного комплекса Республики Татарстан, базирующаяся на работе около десятка крупных и известных не только в стране, но и за ее пределами приборостроительных предприятий (ОАО "Завод Элекон", ОАО "Радиоприбор", ОАО "Электроприбор", ОАО "Казанский оптико-механический завод" и др.), также имеющая значительную долю продукции военно-технического назначения, стратегическую перспективу развития на период 2020 - 2030 гг. связывает, как и судостроение, с усилением процесса конверсии производства и выпуском продукции гражданского назначения. Но для этого необходимо в полном объеме задействовать имеющиеся в отрасли инновационно-технологические факторы. При этом экспорт продукции этих предприятий может быть увеличен в перспективе на 1 млрд долларов США.


Перспективное развитие промышленности строительных материалов Республики Татарстан на период до 2030 г. предусматривает последовательное осуществление двух этапов:


2008 - 2015 гг. - модернизация и обновление основных фондов, создание новых производственных мощностей по производству строительных материалов;


2016 - 2030 гг. - инновационное совершенствование оборудования и технологических процессов в отрасли с внедрением на предприятиях компьютеризированного производства и выпуском в итоге продукции, по качеству и технико-экономическим показателям не уступающей передовым технически развитым странам мира.


Согласно инновационному сценарию развития отрасли к 2030 г. она должна обеспечить выпускаемой продукцией строительство жилья в республике общей площадью 5,4 млн кв. метров. Для реализации этой цели на строительство новых объектов, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий отрасли в период 2008 - 2030 гг. прогнозируется привлечь из различных источников средства на общую сумму 21273 млн рублей, в том числе: из бюджетов разных уровней - 1637 млн рублей (9%), из внебюджетных источников - 19346 млн рублей (91%). За счет этих средств в отрасли намечается реализация 42 проектов, из которых наиболее инновационным и капиталоемким является проект технического перевооружения предприятий с внедрением компьютеризированного производства (2016 - 2030 гг.) с объемом финансирования 8100 млн рублей, или 38% от общего объема финансирования отрасли в целом.


В лесной и деревообрабатывающей промышленности Республики Татарстан согласно инновационному сценарию развития на 2020 - 2030 гг. предусматривается создание целостного лесопромышленного комплекса, охватывающего распиловку и глубокую переработку древесины с производством деревянных клееных конструкций и древесностружечных плит, а также развитие дорожной инфраструктуры в лесхозах республики. Реализация этого проекта позволит увеличить объемы производства продукции отрасли к 2030 г. в 3,7 раза по сравнению с 2007 годом.


Важным условием реализации намеченного сценария развития отрасли является наиболее полное использование имеющегося научного потенциала, сохранение кадрового состава промышленно-производственного и инженерно-технического персонала на предприятиях лесопромышленного комплекса.


Стратегия перспективного развития легкой промышленности Республики Татарстан предполагает углубленную кооперацию предприятий отрасли с предприятиями других взаимосвязанных отраслей, тесную интеграцию с научно-образовательными учреждениями республики.


Прогнозируется, что рост затрат на инновационную деятельность в отрасли за период 2008 - 2030 гг. вырастет в 24 раза, а объем финансирования мероприятий по новому строительству, расширению и техническому перевооружению предприятий за этот период из внебюджетных источников (включая кредиты банков и иностранные инвестиции) составит порядка 2680 млн рублей.