В Республике Татарстан действует исторически сформировавшаяся, многоуровневая система образования, представляющая собой важный элемент ее экономики и социальной сферы. Реализация в республике Концепции модернизации российского образования до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, позволила значительно увеличить объемы финансирования системы образования, активизировать работу по законодательному и нормативно-правовому обеспечению развития системы образования, развернуть проведение широкого круга экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введению новых инструментов оценки его качества, эффективных организационно-экономических механизмов развития указанной сферы.
Развитие системы дошкольного образования в республике идет по пути усиления его вариативного характера, преемственности с начальным общим образованием, расширения дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня в Республике Татарстан функционируют 1964 дошкольных образовательных учреждения на 147731 место, в которых воспитываются 155216 детей. Очередь на получение места в дошкольном образовательном учреждении составляет 20770 детей, или 9,4% всех детей республики от 1 до 6 лет. За период с 1999 по 2006 гг. обеспеченность местами в дошкольных учреждениях сократилась на 26% и составила в 2006 г. 84%.
В республике сложилась вариативная сеть дошкольных образовательных учреждений, таких как: детские сады общеразвивающего (67,6% дошкольных образовательных учреждений), комбинированного (21,7%), компенсирующего вида (2%), центр развития ребенка (1,1%), детский сад присмотра и оздоровления (0,7%).
В результате всех проводимых мероприятий в Республике Татарстан в последние годы повышается охват детей дошкольным образованием, составив в 2005/2006 учебном году 71,4% детей дошкольного возраста (в 2000/2001 учебном году - 65,6%). Это превышает соответствующие показатели по Российской Федерации в целом, а также по большинству близлежащих регионов Приволжского федерального округа.
Вместе с тем, в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, прослеживается, хотя и в меньшей степени, зависимость охвата детей дошкольным образованием от степени урбанизации муниципалитета: коэффициент охвата постепенно снижается по мере роста доли сельского населения. Если в городских поселениях этот коэффициент составляет 78%, то в сельской местности - 53%.