Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Выводы


Анализ долгосрочных тенденций и показателей социально-экономического развития Татарстана в 2000 - 2006 гг. показывает, что при относительно высоких показателях экономического роста и социального развития в регионе сложился ряд негативных тенденций и диспропорций, которые в перспективе не позволят республике реализовать стоящие перед ней задачи, если не будут приняты меры по их преодолению.


На фоне интенсивного экономического роста российской экономики в целом в 2000 - 2006 гг. темпы роста ВРП и промышленного производства в республике оказались несколько ниже средних по стране, в результате чего республика по сравнению с 2000 годом теряет относительные позиции по удельному весу.


Производственный комплекс республики характеризуется высокой степенью зависимости от доходов от экспорта нефти, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте демонстрирует тенденцию к росту. Экономический рост в республике базируется преимущественно на росте в реальном секторе экономике, развитие сектора услуг отстает от среднероссийских показателей по темпам роста и вкладу данного сектора в экономический рост.


В республике наблюдается тенденция к снижению темпов роста производительности труда, доля прироста производства за счет экстенсивных факторов в регионе выше среднего по стране.


Сдерживающими факторами развития хозяйственного комплекса являются низкая рентабельность производства в обрабатывающих отраслях, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая энергоресурсоемкость продукции. Вместе с тем в связи с развитием системы лизинговых схем (финансовой аренды) параметр износа основных фондов вряд ли можно считать объективным.


Межрегиональные сопоставления инвестиционной привлекательности Республики Татарстан показывают, что на сегодняшний день она превышает среднероссийский уровень, но в то же время по интегральному показателю республика уступает Самарской и Оренбургской областям, что говорит о серьезности происходящей и тем более предстоящей конкурентной борьбы за инвестиционные ресурсы.


Решение стоящих перед республикой задач в экономической, социальной и культурной сферах требуют перехода к инновационному типу развития.


Особенности хозяйственного комплекса и сложившаяся в регионе стабильная социально-политическая система создают ряд благоприятных условий для инновационного роста. К их числу относятся высокая доля промышленности в структуре производства и возможность обеспечить на базе промышленного роста более высокие темпы роста ВРП и более высокий уровень производительности труда; имеющийся в республике потенциал развития высокотехнологичных производств и формирования научно-инновационной системы; высокая доля сбережений населения и накопления в ВРП; относительно дешевая рабочая сила и более высокая доля валовой прибыли и смешанного дохода, значительные объемы привлекаемых в республику инвестиций и высокая инвестиционная привлекательность региона.


Созданный в республике потенциал и благоприятная по большинству показателей ситуация в 2005 - 2007 гг. подготовили условия для качественного нового прорыва в развитии Татарстана, когда республика сможет не только удержать завоеванные ею позиции в национальной экономике, но и претендовать на роль национального лидера по экономическому потенциалу, объемам производства и доходам населения.