Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



5.1. Предпосылки формирования прогноза


Прогноз разработан в соответствии с предполагаемыми сценариями развития в двух вариантах: инерционном и инновационном.


Внешние условия относительно развития экономики России состоят в следующем. В инерционном варианте рост ВВП составит до 2015 г. 5,5 - 6% в год. В 2016 - 2020 гг. вероятно замедление роста до 4,5 - 5,5%. В 2020 - 2030 гг. из-за исчерпания возможностей наращивания экспорта углеводородов темп роста ВВП понизится до 3,8 - 4%. В целом за 2008 - 2020 гг. ВВП увеличится в 2 раза. При реализации инновационного варианта темпы роста ВВП в 2011 - 2015 гг. могут составить около 6,3% при дальнейшем повышении их до конца периода до уровня 6,6%.


В период 2008 - 2020 годов реальные располагаемые доходы населения Российской Федерации вырастут в 1,9 - 2,6 раза. При этом еще больший разрыв между вариантами произойдет по оценке роста заработной платы. За указанный период реальная заработная плата возрастет в 1,9 - 3 раза.


В обоих вариантах прогноза по Татарстану приняты одинаковые внешнеэкономические условия. Ожидается длительный период высоких темпов роста мировой экономики (около 4,4% в год) с возможной конъюнктурной паузой в 2011 - 2012 гг. Предполагается, что цены на нефть марки "Urals" после достижения минимума в 2011 г. (56 долларов США за баррель) начнут повышаться в меру роста инфляции и достигнут 60 долларов США в 2015 г. и 65 долларов США в 2020 г.


Оба варианта предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата.


Гипотезы относительно конкретных параметров развития экономики региона в долгосрочной перспективе определялись на основе общих ограничений и приоритетов развития Республики Татарстан и Российской Федерации в целом. Прогнозные параметры Российской Федерации выступали отчасти в качестве целевых параметров, отчасти - в качестве ограничений для развития республики.


Исходным пунктом расчетов являлись показатели демографического прогноза. Прогнозная численность населения региона выступает, с одной стороны, целевым параметром при проведении расчетов, поскольку рост производства в республике нацелен на рост конечного потребления населения, с другой стороны, задает ограничения на экономический рост со стороны формируемых в регионе трудовых ресурсов.


В качестве целевого параметра прогноза выступает рост конечного потребления населения, динамика которого задается экзогенно, исходя из предположений о соотношении динамики роста доходов в республике и стране в целом.


Динамика роста инвестиций также задается экзогенно на основе динамики инвестиций по стране в целом и прогноза динамики инвестиционной привлекательности региона.


Внешний спрос для региона формируется за счет экспорта и вывоза продукции за пределы республики, ресурсы потребления формируются за счет импорта и ввоза. Динамика экспорта и импорта определяется на основе прогноза развития внешнеэкономических связей. Показатели межрегионального обмена оценивались на основе балансовых расчетов.


Прогнозные расчеты проводились на основе региональной межотраслевой модели в разрезе агрегированных видов деятельности. Внешние параметры для регионов, определяемые развитием национальной экономики, внешнеэкономических связей региона и межрегиональных взаимодействий, задавались экзогенно на базе упоминавшихся прогнозных разработок.


Прогнозный период включает несколько этапов, которые будут различаться характером структурных преобразований и параметрами динамики.


Основные тенденции развития республики, которые будут определять параметры ее развития в среднесрочном периоде (до 2010 г.), уже сформированы, так же как крупные инвестиционные проекты, которые могут существенным образом изменить траекторию развития региона, преимущественно определены. Данный этап, вероятнее всего, будет характеризоваться продолжением реструктуризации регионального хозяйства и реализацией положительных тенденций роста основных показателей, имевших место в 2005 - 2006 гг. На период до 2010 г. разработан прогноз МЭРТ, в соответствии с которым среднегодовые темпы прироста ВРП в Татарстане будут находиться примерно на уровне 7%, рост ВРП в 2010 г. к базе 2005 г. с учетом фактических данных за 2006 г. и оценки на 2007 г. в соответствии с прогнозом МЭРТ составит 140%. Близкими оказываются параметры роста ВРП в 2010 г., оцененные в Программе, - 139,3% (с учетом фактических данных и пересчета к базе 2005 г.). Оценка социально-экономического развития республики и сложившихся в ее экономике тенденций показывает, что предполагаемая в указанных документах динамика оправдана, параметры роста ВРП на период до 2010 г. при инновационном варианте развития близки к уровню указанных прогнозов.


Период 2011 - 2020 гг. будет характеризоваться условиями, благоприятными для ускоренного экономического роста. Для такого предположения имеется несколько оснований. Во-первых, к этому времени уже четко определятся производства и корпорации, обладающие достаточной конкурентоспособностью, исчезнут или перепрофилируются неэффективные предприятия традиционных отраслей экономики. Во-вторых, сформируются эффективные наукоемкие и высокотехнологичные производства - основа постиндустриального развития. В-третьих, в результате реструктуризации экономики, реализации программ привлечения в республику можно ожидать масштабного притока инвестиций и новейших технологий. В-четвертых, научный и кадровый потенциал станет активно работать на развитие "новой экономики" и преобразование сферы услуг. В результате можно ожидать роста ВРП темпами, превышающими прогнозируемые по России в целом.