Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Основные результаты развития и стратегические проблемы системы образования Республики Татарстан


В настоящее время в Республике Татарстан наблюдается заметный рост общественной востребованности образования, усиление диверсификации дошкольного, общего и профессионального образования. Последовательно расширяется охват детей дошкольным, начальным и средним общим образованием, а также средним общим образованием повышенного уровня и дополнительным образованием, школьной кружковой работой. В рамках формирующихся образовательных кластеров осуществляется реструктуризация сети учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования. В экспериментальном режиме вводится система предшкольного образования, предпрофильного и профильного обучения. Активно развивается система национального образования, широкой языковой подготовки молодого поколения.


В последние годы наблюдается позитивная тенденция роста доли бюджетных расходов на образование, а также объемов и доли внебюджетных средств в расходах образовательных учреждений.


Усиливаются тенденции гуманизации в решении образовательных, социальных и психологических проблем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья путем активного использования механизмов социального партнерства (приемных семей), развития интегрированного обучения детей с разными образовательными возможностями и потребностями, применения современных информационно-коммуникационных образовательных средств, развития социально-психологических служб.


В республике реализуется долгосрочная комплексная межведомственная программа "Образование и здоровье школьников Республики Татарстан".


В итоге, значительно улучшились показатели эффективности и результативности системы образования, большинство из которых выше средних по Российской Федерации и Приволжского федерального округа.


В то же время в развитии системы образования Республики Татарстан существуют серьезные проблемы, характерные в той или иной степени для всех регионов Российской Федерации:


сохраняется очередность в учреждениях дошкольного образования республики, почти каждый третий ребенок в возрасте от 1 до 6 лет не посещает детский сад;


демографический спад и снижение рождаемости обусловливают устойчивую тенденцию сокращения численности контингента школьников. Однако темпы сокращения численности учащихся заметно ниже темпов сокращения количества образовательных учреждений, что приводит к уменьшению их наполняемости (особенно на селе), а также соотношения учащихся и педагогов. В результате растет стоимость обучения одного учащегося и соответственно снижается эффективность расходов на образование;


усиливаются различия в доступности общего образования повышенного уровня для городских и сельских школьников, что ведет к снижению образовательных возможностей последних;


падает охват учащихся общеобразовательных школ программами профессиональной и допрофессиональной подготовки, а вместе с тем престиж НПО, сохраняется диспропорция в подготовке высококвалифицированных специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием;


объем и профили подготовки рабочих кадров по целому ряду специальностей недостаточно полно отражают потребности рынка труда. В учреждениях НПО преимущественно готовятся рабочие с низкими разрядами, их выпускники слабо закрепляются на производстве;


существуют серьезные диспропорции в охвате детей дополнительным образованием в разных муниципалитетах республики, прежде всего с высокой долей сельского населения;


к решению проблем образования недостаточно широко и активно привлекаются общественность и работодатели, а также население республики в целом. Партнерство учреждений образования с представителями рынка труда и другими сферами развивается низкими темпами;


велика изношенность учебно-материальной базы школ и учреждений НПО;