Основные индикаторы прогноза повышения денежных доходов населения Республики Татарстан
Наименование показателя | Вариант прогноза | 2005 г. к 2000 г. | 2010 г. к 2005 г. | 2015 г. к 2010 г. | 2020 г. к 2015 г. | 2030 г. к 2020 г. | 2020 г. к 2005 г. | 2030 г. к 2005 г. |
Реальные доходы населения, % | программный - инновационный | 195,5 | 160,5 | 141,4 | 139,9 | 219,9 | 317,6 | 698,4 |
инерционный | 195,5 | 160,5 | 135,3 | 127,5 | 170,0 | 277,0 | 470,9 | |
Реальная начисленная заработная плата, % | программный - инновационный | 173,0 | 171,0 | 155,2 | 149,1 | 220,0 | 395,7 | 870,5 |
инерционный | 173,0 | 142,0 | 119,7 | 112,8 | 140,1 | 191,7 | 217,0 | |
Реальный размер назначенных пенсий, % | программный - инновационный | 149,2 | 190,1 | 170,3 | 160,6 | 256,0 | 519,9 | 331,0 |
инерционный | 149,2 | 128,0 | 115,3 | 106,2 | 106,6 | 156,7 | 167,1 | |
Справочно: прогноз МЭРТ по Российской Федерации, 3 вариант | ||||||||
Реальные доходы населения, % | 111,1 (2005 г.) | 153,3 | 139,0 | 138,5 | - | 295,1 | - | |
Реальная начисленная заработная плата, % | 112,6 (2005 г.) | 167,7 | 148,4 | 148,2 | - | 368,8 | - |
Программный инновационный вариант развития экономики Татарстана в прогнозный период предполагает более быстрый рост доходов населения по сравнению с инерционным вариантом - на 227,5 процентных пункта.
По расчетам программного варианта, денежные доходы на душу населения в месяц увеличатся с 7251 рубля в 2005 г. до 23029 рублей в 2020 г. и до 50641 рубля в 2030 г., начисленная заработная плата - с 7055 рублей до 27917 рублей и до 61416 рублей, назначенные пенсии - с 2307 рублей до 11994 рублей и до 30708 рублей соответственно по годам прогноза.
Численность бедных в республике - населения с доходами ниже прожиточного минимума - станет возможным уменьшить за 2006 - 2015 гг. с 13,5% до 3 - 4%. В последующем численность бедных целесообразно определять через минимальный потребительский бюджет, который сейчас примерно в 2 раза больше величины прожиточного минимума.
Одной из важнейших социальных задач в перспективном периоде является уменьшение расслоения населения. Коэффициент фондов - доходов 10% населения с самыми высокими и 10% с самыми низкими доходами необходимо, с учетом мирового опыта, уменьшить до 5 - 6 (в 2005 г. он составлял 13,3).
В связи с развитием экономики, потребительского рынка и ростом доходов населения в структуре потребительских расходов увеличится доля оплаты услуг - примерно до 35 - 40% к 2020 г. и до 50 - 60% к 2030 году. Особенно быстро будут увеличиваться расходы на платные услуги здравоохранения, рекреацию, в том числе туризм, услуги банковско-кредитного и страхового секторов экономики.
В перспективном периоде намечается улучшение обеспеченности жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг. К 2030 г. необходимо приблизиться по этим показателям к европейским стандартам.
По инерционному варианту темпы роста обеспеченности жильем будут сокращаться в связи с нарастанием выбытия жилья с учетом его низкой реновации соответствующих основных фондов.
Программный вариант призван решать задачу, поставленную в 2007 г. в Послании Президента Российской Федерации, - предстоит удвоить объемы строительства в республике и довести ввод общей площади жилых домов до 1 кв. метра на душу населения. Обеспеченность жильем в Татарстане, по прогнозному варианту, должна составить 35 кв. метра на человека в 2020 г. и 45 кв. метров - в 2030 году. При достижении таких индикаторов будет обеспечен стандарт комфортности жилищных условий - n + 1 (каждому члену семьи по комнате и одна общая). При этом не менее 20% жилого фонда должно сохраниться в муниципальной собственности как социальное жилье, сдаваемое по найму. Кроме того, целесообразно обеспечить специальное строительство жилья, сдаваемого по коммерческому найму. Это жилье особенно необходимо для повышения территориальной динамики рынка труда.