Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Индикативные параметры оценки развития на 2008 - 2020 годы и до 2030 года


Для определения индикативных параметров оценки развития отрасли использовались различные экспертные оценки и математические методы прогнозирования основных параметров отрасли. Невозможность точного учета отдельных видов деятельности предприятий при наличии государственного оборонного заказа (ГОЗ), параметры которого также неизвестны, вносит значительную неопределенность в расчеты и позволяет оперировать только обобщенными показателями. По оценкам специалистов отрасли, товарный выпуск предприятий машиностроительной отрасли может расти опережающими темпами по сравнению с ростом ВВП. Конкретные оценки развития отрасли кардинальным образом зависят от направленности и размеров конкретных инновационных инвестиций, которые, естественно, могут иметь лишь селективный характер.


В графиках приводятся результаты расчетов изменения основных индикативных параметров развития отрасли на период до 2030 года.


Экономическая, бюджетная и социальная эффективность. Поскольку нового строительства в отрасли практически не предусматривается и значительная часть работ связана с выполнением гособоронзаказа, расчет экономической, бюджетной и социальной эффективности произвести не представляется возможным.


Поскольку функционирование основных крупных и средних предприятий отрасли в той или иной степени прямо или косвенно затрагивает интересы не менее пяти процентов населения Республики Татарстан, все кардинальные мероприятия по оптимизации, реструктуризации и инвестиционным инновациям приходится вести с учетом высокого удельного веса социальной компоненты. Интенсивные инновационные инвестиции могут потребовать кардинальной корпоративной переподготовки значительной части специалистов, при этом часть персонала неизбежно придется заменять.


Мероприятия по реализации предложений. В целях стабилизации экономического положения отрасли необходимо решить ряд проблем, требующих решения на уровне государственного управления:


1. Рассмотреть возможность увеличения плановой прибыли по гособоронзаказу на компенсацию выплаты процентов по обслуживанию кредита.


2. Внести на рассмотрение в Правительство Российской Федерации предложение по предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ, о налоговой амнистии по задолженности по налогам и сборам в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (за исключением таможенных платежей), которую они имели до 2002 года.


Рис. 6.1.4. Варианты прогноза выпуска продукции в ценах соответствующих лет*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



3. Для подготовки и обеспечения технического и технологического прорыва за счет инновационных инвестиционных проектов необходимо уже сейчас готовить специалистов различного профиля, особенно в области автоматизированного проектирования и инфокоммуникационных технологий.


4. Разработать и реализовать программу технического и технологического перевооружения с учетом возможностей федеральных и региональных целевых программ, определив основные источники необходимых инвестиций.


5. Учредить сеть региональных центров технологического развития, идея создания которых состоит в переходе от разрозненных поставок оборудования к комплексному решению технологических проблем заказчиков.


6. Подготовить систему глубоких изменений производственной инфраструктуры и применения "энергоэффективной" модели преобразования производств в связи с предполагаемым ростом цен на газ и электроэнергию.


7. Среди инструментов достижения экономического роста ключевым является опора на фундаментальную науку, научные школы и машиностроение как системообразующую отрасль.