Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



4.4. Угрозы и вызовы развитию региона


Перспективные направления и параметры развития региона формируются в условиях высокой степени неопределенности, обусловленной неопределенностью развития как внешних для Татарстана условии и факторов, так и неоднозначностью процессов социально-экономического развития, происходящих на территории республики. В этой связи угрозы и риски развития Республики Татарстан в долгосрочной перспективе условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.


Внешние для региона риски и угрозы исходят со стороны национальной и мировой экономики, существенные изменения траектории развития которых по сравнению с предполагаемыми при прогнозировании параметрами могут коренным образом изменить условия развития республики. Внутренние риски проистекают из собственных проблем в региональной социально-экономической системе, они могут реализоваться как вследствие изменения внешних условий, так и при благоприятных внешних условиях.


Переход к инновационной модели развития российской экономики и связанной с ней политике поляризованного развития, а также изменение методов и инструментов регулирования регионального развития также создают для регионов ряд новых угроз и вызовов, которые должны быть учтены в Программе.


Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра. Отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем и обоснованных стратегических приоритетов на федеральном уровне является существенным источником неопределенности для развития регионов. Разработка Концепции долгосрочного развития Российской Федерации внесла некоторую ясность в определение общенациональных стратегических приоритетов, однако вопрос об определении приоритетов пространственного развития на уровне субъектов федерации и региональной политики по-прежнему остается открытым, что является существенным источником неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста. В этих условиях федеральный центр вынужден прямо (в виде трансфертов) и косвенно (в виде экономического стимулирования размещения производительных сил на периферийных территориях) перераспределять ресурсы между разными регионами и разными уровнями власти. Направления и механизмы перераспределения ресурсов будут определяться приоритетами регионального развития, которые до сих пор четко не определены.


В настоящий момент идет реформа федеральных механизмов управления региональным развитием, переживает трансформацию система федеральных целевых программ. В перспективе будут внедряться новые принципы формирования целевых программ, что создает чрезвычайно высокую степень неопределенности при оценке возможностей государственной поддержки регионального развития.


Существенным элементом неопределенности при определении перспектив развития республики является реформирование системы межбюджетных отношений и вытекающая отсюда практическая невозможность для республики прогнозирования параметров регионального бюджета, связанных с перераспределением финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.


Дополнительные риски для территориального развития создают нестабильность налогового законодательства и связанные с этим риски резкого изменения финансового положения предприятий, их инвестиционных возможностей и намерений.


Глобализация экономики и вступление России в ВТО. Рост крупных корпораций выносит центры принятия решений за пределы региона и, даже государства, а по своим ресурсам и влиянию крупные корпорации по крайней мере не уступают региону. Становятся более доступными глобальные поставщики и рынки потребления, но глобальные корпорации становятся реальными конкурентами региональных предприятий. Вступление России в ВТО сопряжено с принятием ряда жестких обязательств в области регулирования торговой политики и приведением внутреннего экономического законодательства в соответствие с международными нормами. Переходный период вступления в ВТО может быть полностью завершен к 2012 - 2014 гг. Вступление России в ВТО приведет как к негативным последствиям для национальных производителей (усилению конкуренции), так и откроет новые возможности для выхода на глобальные рынки. Последствиями вступления России в ВТО станет ужесточение и качественное изменение конкуренции на российских товарных рынках. Регионы вынуждены будут перейти от конкуренции за счет низких цен к конкуренции за счет внедрения новых технологий (инноваций) и повышения качества.


Мировые цены на энергоносители и тарифы естественных монополий. В случае длительного и устойчивого роста цен на нефть существуют риски значительного сокращения уровня потребления нефти в связи с интенсификацией исследований по поиску альтернативных источников топлива. Тарифы на услуги естественных монополий в России ниже, чем среднемировые, что дает национальной промышленности конкурентные преимущества. Правительство Российской Федерации декларирует курс на поэтапное реформирование естественных монополий, что приведет к повышению внутрироссийских цен на их услуги и изменению относительных уровней конкурентоспособности регионов.


В условиях дальнейшей интеграции России в мировую экономику и сопровождающего этот процесс роста внутристрановых издержек конкурентоспособность предприятий Республики Татарстан за счет низких цен и "советского наследия" будет поставлена под угрозу. Рост цен на газ станет прямым и косвенным (в виде электроэнергии и транспортных тарифов) ценовым шоком для региональной промышленности.


Возрастание роли нематериальных активов в эпоху экономики знаний и формирование инновационной экономики. За последние 30 лет доля нематериальных активов в структуре активов ведущих международных корпораций возросла до 70%, причем даже в таких традиционных секторах, как тяжелое машиностроение и коммунальное хозяйство, вклад нематериальных активов достигает 30%. Качество человеческого капитала становится главным фактором развития экономики развитых стран и регионов. В последующие 20 лет наиболее высокие темпы роста прогнозируются в высокотехнологичных секторах, включая информационно-коммуникационные, био- и нанотехнологии.


Переход к инновационной модели развития предполагает принципиальную трансформацию экономики в целом: на смену доминирующим крупным транснациональным компаниям, ориентируемым на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт, приходит наукоемкое производство, в котором обновление продукции происходит за счет внедрения новых технологий, в этой связи формирование региональной инновационной системы является ключевым фактором повышения конкурентоспособности региона.


Ряд рисков и угроз развитию республики следует из сложившихся к настоящему времени проблем в социально-экономическом развитии региона и диспропорций в хозяйственном комплексе, а также в пространственном распределении экономической активности по территории.


Экономика республики имеет высокую степень зависимости от развития нефтедобывающего сектора и внешнеэкономической конъюнктуры, что создает дополнительные риски для развития региона и требует усиления его инвестиционно-инновационной политики.