При анализе роли МБ в экономике необходимо исходить из того, что он распадается на два больших направления, существенно различающихся по экономическому смыслу и роли как институциональных факторов - МП и индивидуальное предпринимательство. Первое из этих направлений завоевало свою нишу повсюду в мире практически во всех видах экономической деятельности, второе отчетливо тяготеет к сфере услуг, в первую очередь к торговле.
Общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1 тыс. жителей. В странах Европейского Союза и Японии оно достигает 45 - 50, доля работающих на МП в общем числе занятых в европейских странах составляет около 70%, показатель доли вклада малого предпринимательства в ВВП составляет более 50%.
По уровню развития МБ Республики Татарстан среди субъектов федерации Приволжский федеральный округ находится на средних позициях. По одному из основных показателей, характеризующих этот уровень, - числу малых предприятий, приходящихся на 10 тыс. человек населения, - Республика Татарстан делит 7 - 9 место с Республикой Башкортостан и Саратовской областью, уступая Самарской области почти вдвое, а Российской Федерации в целом в 1,4 раза. Отмечается отставание республики по ключевому показателю - обороту МП в расчете на душу населения: в 2005 г. он составил в Республике Татарстан 39 тыс. рублей, в то время как в Самарской области - 116, Нижегородской области - 109, Приволжском федеральном округе в целом 50 тыс. рублей.
Доля наиболее прогрессивной составляющей МБ Республики Татарстан в основных экономических показателях в настоящее время незначительна, однако, как показывают данные, ежегодно увеличивается. При этом существенная доля внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, показывает значение сферы МБ на рынке вторичной занятости. Занятость в данном секторе способствует повышению уровня жизни населения региона.
Рис. 9.1. Удельный вес МП в основных экономических показателях*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Принципиальное отличие МБ Республики Татарстан от общероссийского состоит в двух обстоятельствах: значительно меньшем удельном весе предприятий реального сектора и, напротив, большем удельном весе индивидуального предпринимательства, а поскольку последнее тяготеет преимущественно к торговле, это в сумме создает неблагоприятную для реального сектора структуру всего МБ в Республике Татарстан. Наиболее отчетливо это видно по данным о занятости в этом секторе и вообще во всем МБ: в 2005 г. на Республику Татарстан приходилось 2,7% экономически активного населения Российской Федерации, но лишь 1,8% всех занятых на МП Российской Федерации и 1,4% от числа занятых на МП промышленности Российской Федерации. В то же время расчетно исходя из данных Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан можно определить, что число ИП Республики Татарстан в 2005 г. составило 4,2% от всех ИП Российской Федерации. В Российской Федерации в 2005 г. на МП промышленности приходилось 12,7% всех занятых в промышленности, в Республике Татарстан - 6,05%. Соответствующие соотношения по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 4,8% и 2,1%; обрабатывающие производства - 15,1% и 7,3%; производство и распределение энергии, газа и воды - 2,4% и 1,0%.
Судя по данным за 2006 г., ситуация с реальным сектором не только не улучшается, но и ухудшается. Принципиальный вопрос не в том, что секторы сферы услуг, в т.ч. и торговля, развиваются быстрыми темпами, что стоит только приветствовать; вопрос в том, что реальный сектор из-за отставания малого предпринимательства не получает необходимого инновационного прироста.
В Татарстане наряду с федеральными программами осуществляются следующие основные направления государственной поддержки малого предпринимательства:
формирование нормативно-правовой базы;
совершенствование системы финансовой поддержки;
создание системы информационного обеспечения;
содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
производственно-технологическая поддержка.