Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 6.1.11



Баланс производства и потребления электроэнергии по инновационному варианту развития электроэнергетической отрасли в Республике Татарстан в период до 2030 года

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Производство электроэнергии

27,6

34,75

48,8

65,23

83,5

Потребление электроэнергии

23,1

30,25

44,3

60,73

79,0

Ввоз электроэнергии

-

-

-

-

-

Вывоз электроэнергии

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5


Рост ВРП, планируемый по данной Программе в обоих сценариях, приведет к существенному росту спроса на электроэнергию.


Обеспечение такого уровня электропотребления требует решения ряда проблем, носящих системный характер, - ограничения передачи мощности по линиям электропередач, старение основного оборудования, технологическая отсталость отрасли, неэффективное использование установленных генерирующих мощностей.


Основными направлениями развития электроэнергетики в республике являются:


- техническое перевооружение тепловых электростанций на газе с заменой паросиловых турбин на парогазовые;


- модернизация электрических сетей с целью обеспечения их гибкости, позволяющей осуществлять развитие и приспосабливаться к изменению условий функционирования (рост нагрузки, развитие генерирующих мощностей, реверс потоков мощности).


Переход от паротурбинных тепловых электростанций на газе к парогазовым обеспечит повышение коэффициента полезного действия установок до 50%, а в перспективе до 60% и более.


Важнейшую роль в снижении расхода топлива, используемого для производства электрической и тепловой энергии в электроэнергетике, будет играть выработка электроэнергии на тепловых электростанциях с утилизацией теплоты, отработавшей в паросиловом, газотурбинном или комбинированном парогазовом цикле.


При инерционном сценарии развития энергосистемы предполагается обеспечение потребностей в Республике Татарстан и не предполагается продажа электроэнергии за пределы республики. При этом варианте развития в период 2005 - 2012 гг. будет введен целый ряд газотурбинных и парогазовых установок на ТЭЦ г. Казани, Уруссинской ГРЭС, Заинской ГРЭС, Нижнекамской ТЭЦ, газотурбинные станции суммарной мощностью 50 МВт в котельной "Азино".


Суммарная мощность вновь введенных электрических мощностей в Республике Татарстан составит порядка 770 - 790 мегаватт. Из них 400 МВт предусматривается получить за счет собственных средств предприятий энергосистемы, а остальные 370 - 390 МВт - за счет средств основных потребителей энергоресурсов и инвесторов. Для ввода этих мощностей потребуется 4,75 млрд рублей собственных средств энергосистемы и со стороны потребителей - 5,6 млрд рублей (в ценах 2005 года).


Инновационный сценарий предусматривает более интенсивное обновление генерирующих мощностей: до 2012 г. планируется ввод 1300 - 1400 МВт генерирующих мощностей путем установок газотурбинных и парогазовых установок.


В ходе реализации инновационного варианта дополнительно следует проработать вопрос о целесообразности развития в республике атомной энергетики. Потребуется заново оценить все аргументы "за" и "против" возобновления строительства Татарской АЭС и ввода в эксплуатацию 2 энергоблоков мощностью 1000 мегаватт. Положительное решение этого вопроса повысило бы энергетическую безопасность Республики Татарстан, а также снизило бы зависимость от внешних поставщиков первичных энергоресурсов, и в первую очередь - газа.


Оба рассмотренных варианта развития энергосистемы предусматривают подъем уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС до проектной отметки 68 м не позднее 2010 г., что эквивалентно вводу мощностей в объеме 740 МВт (максимально возможная дополнительная мощность - 1160 мегаватт). При этом дополнительная выработка электроэнергии составит 1,4 млрд кВт. ч в год. При этом экономия топлива на тепловых электростанциях составит 480 тыс. т в год условного топлива.