Объемные показатели работы автомобильного транспорта для инерционного сценария развития к 2030 г. увеличится всего в 1,2 раза по сравнению с данными 2007 года. В то же время при инновационном сценарии развития за соответствующий период прогнозные значения возрастут в 1,8 раза.
Грузооборот автотранспорта общего пользования будет составлять порядка 14,5% общего объема грузооборота.
Основной объем пассажирских перевозок в республике, как следует из прогноза, будет выполнять автобусный транспорт. Увеличится доля электрического транспорта в основном за счет развития метрополитена в г. Казани. Снизятся перевозки на железнодорожном транспорте за счет перехода части пассажиров на личный автомобильный транспорт. Практически останутся без изменения пассажирские перевозки воздушным транспортом и внутренним водным.
Автобусные, трамвайные и троллейбусные перевозки являются самыми массовыми и доступными видами транспорта, от эффективности и качества их организации зависит социальная и экономическая стабильность жизни самых широких слоев населения.
Республиканской целевой программой развития транспортного комплекса республики на 2006 - 2010 гг. предусматривается соединение 434 населенных пунктов дорогами с асфальтобетонным покрытием.
По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, всего на территории Татарстана необходимо привести в нормативное состояние 140 км федеральной трассы М-7 "Волга". На это необходимо 14 млрд рублей.
Этот проект должен быть реализован в ближайшей перспективе, до начала функционирования Особой экономической зоны "Алабуга".
Второй по значимости проект - завершение строительства моста через реку Каму. Завершение строительства второй очереди этого мостового перехода предлагается завершить в рамках проекта строительства спрямляющей платной автодороги Сорочьи Горы - Шали на автодороге Казань - Оренбург на принципах государственно-частного партнерства. Срок реализации проекта - конец 2008 года.
Автомобильная дорога Шали - Сорочьи Горы соединит федеральные автомобильные дороги М-7 "Волга" и Казань - Оренбург, что улучшит экологическую обстановку и обеспечит безопасность дорожного движения. Протяженность автомобильной дороги - 40 км, с мостовым переходом - 54 километра. Предусматривается, что дорога будет I категории с асфальтобетонным покрытием и 4 полосами движения. Интенсивность движения по дороге составит в соответствии с проектом 17500 автомобилей в сутки, сметная стоимость - 9,1 млрд рублей.
Для повышения эффективности автодороги Шали - Сорочьи Горы предлагается строительство спрямляющей платной автодороги Алексеевское - Альметьевск, которая одновременно решит транспортные проблемы ряда закамских районов.
Но самой важной в социальном отношении проблемой для автодорожного комплекса республики остается обустройство автодорожных подъездов с твердым покрытием ко всем населенным пунктам республики.