Прогноз объемов производства продукции пищевой промышленности в Республике Татарстан
Показатели | I вариант (инерционный) | II вариант (инновационный) | ||||||
2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2030 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2030 г. | |
Мясо, включая субпродукты 1 категории, тыс. тонн | 50 | 56 | 60 | 90 | 57 | 70 | 90 | 110 |
Масло животное, тыс. тонн | 23 | 24 | 26 | 29 | 24 | 30 | 36 | 46 |
Цельномолочная продукция, тыс. тонн | 205 | 210 | 215 | 230 | 208 | 215 | 255 | 305 |
Сахар-песок, тыс. тонн | 170 | 175 | 180 | 220 | 200 | 230 | 250 | 290 |
Масло растительное, тыс. тонн | 80 | 90 | 95 | 105 | 120 | 140 | 160 | 200 |
Для успешной реализации намеченных целей можно выделить основные этапы: 2007 - 2010 гг. - оптимизация и использование пакета ресурсов прошлого периода; 2010 - 2015 гг. - переход к политике формирования региональных комплексов на базе агропромышленного комплекса, аквакультуры и развития пищевой и перерабатывающей промышленности; 2015 - 2030 гг. - этап становления инновационного бизнеса со сбалансированным использованием природных и трудовых ресурсов. Все эти меры позволят повысить экономические показатели сельского хозяйства и повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.
Есть перспективы переработки сельхозпродукции с формированием агропромышленных комплексов, в частности, по переработке маслосемян рапса, молока, сахарной свеклы.
Формирование агропромышленных комплексов позволит повысить инвестиционную привлекательность АПК, что, в свою очередь, обеспечит его достойный вклад в экономический рост республики и будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий. Базой для формирования комплексов могут стать интегрированные структуры с полным циклом производства от выращивания сельскохозяйственной продукции до выпуска конечного продукта переработки.
Роль государства в решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности определяет и объективную необходимость дальнейшего развития рыночных механизмов, рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, смягчения негативных социально-экономических последствий текущего функционирования "незрелых" рынков, а также рационализации и оптимизации режимов природопользования. Государство должно обеспечить:
- формирование эффективной конкурентной среды;
- поддержание конъюнктуры аграрных и продовольственных рынков, порождающей устойчивые мотивы к росту масштабов и повышению эффективности хозяйственной деятельности;
- благоприятные условия доступа сельскохозяйственных производителей на рынки финансовых, материально-технических, трудовых, инновационных ресурсов;
- устойчивое развитие сельских территорий;
- эффективное регулирование режима природопользования.