Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Основные проблемы сферы здравоохранения в Татарстане


Сегодня деятельность врачей первичного звена затрудняет слабая материально-техническая база учреждений: недостаточная оснащенность необходимым лечебно-диагностическим оборудованием и компьютерной техникой. Более 40% рабочего времени участкового врача занимают вызовы на дом, которые зачастую не обоснованы и обслуживаются без использования передвижного медицинского оборудования, экспресс-методов лабораторного исследования и, как правило, сводятся к компенсации своими посещениями социальной заброшенности пожилых людей.


Одной из причин низкой эффективности амбулаторно-поликлинического звена является сохранение принципа финансирования исходя из числа посещений, вследствие чего врач заинтересован в наращивании количества посещений, чем в сохранении здоровья прикрепленного населения.


Несмотря на постепенное снижение, остается высоким по сравнению с Российской Федерацией и Приволжским федеральным округом показатель обращаемости населения республики за скорой медицинской помощью (Российская Федерация - 362, Приволжский федеральный округ - 354, Республика Татарстан - 368 человек на 1000 человек населения). В структуре причин обращения населения за скорой медицинской помощью 38% занимают прочие вызовы (неотложная помощь, перевозка), т.е. функции амбулаторно-поликлинической службы. Ежегодно увеличивается число выездов на дорожно-транспортные происшествия.


Среднегодовой ввод в действие больничных учреждений в Татарстане за 2003 - 2005 гг. составил 7,5 койко-мест на 100000 жителей, что значительно больше, чем в Приволжском федеральном округе (4,6) и России в целом (5,3).


Ежегодно в республике увеличивается объем высокотехнологичных операций. С вводом Межрегионального клинико-диагностического центра их число в первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. возросло в 6,8 раза.


Высокие медицинские технологии используются в Межрегиональном клинико-диагностическом центре (операции на сердце и сосудах, ангиографические манипуляции), Республиканской клинической больнице (операции по пересадке почек, сосудистая хирургия), Детской республиканской клинической больнице (кардиохирургические и нейрохирургические операции, реконструктивно-пластические операции при врожденных дефектах), Научно-исследовательском центре Татарстана "Восстановительная травматология и ортопедия" (эндопротезирование суставов). С 2007 г. эти учреждения выполняют государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по трем видам заболеваний жителям Чувашской Республики и Республики Марий Эл.


Одной из острых проблем отрасли является износ основного технологического оборудования, который составляет более 60%. Оснащенность медицинских учреждений оборудованием в соответствии с табелем оснащения в среднем составляет 70 - 75%.


В последние десятилетия в сфере здравоохранении как в России, так и в Татарстане накопились острейшие структурные противоречия. Сохраняется диспропорция между первичной и специализированной помощью. Интегрированный показатель объемов госпитализации почти в два раза превышает среднеевропейский стандарт.


Низкая эффективность функционирования российского здравоохранения, по существу, обусловлена тем, что государственные гарантии медицинской помощи для населения во многом превратились в неисполняемые обязательства. Формальные и неформальные платежи за медицинские услуги стали особенно обременительны для лиц с низкими доходами. Нарастание платности услуг происходит повсеместно в неконтролируемой форме. Также усиливаются процессы скрытой коммерциализации наиболее привлекательных для населения медицинских учреждений и служб.


В 2006 г. рост объема платных услуг в Татарстане составил 7,7% (по сравнению с 2005 г.), в первом полугодии 2007 г. - 21% (по сравнению с аналогичным периодом 2006 года). Наиболее востребованными видами медицинской помощи являются: врачебный прием и услуги круглосуточного и дневного стационара, которые составляют 47,0% от общего объема реализованных платных медицинских услуг, стоматологическая помощь - 27,0%, диагностические исследования - 25,0%, сервисные услуги - 1%.


Развитие платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения республики сопровождается рядом негативных явлений.


Бесплатная и платная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения тесно переплетаются (участвует один и тот же медицинский персонал, используется одна и та же медицинская техника и т.д.). В результате неизбежно происходит использование оплачиваемых государством оборудования и ресурсов для оказания платной помощи.


Недостаточная информированность пациентов о платных медицинских услугах, оказываемых медицинскими учреждениями, и видах услуг, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, не позволяет пациентам определиться в своих правах на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи, что приводит к снижению доступности ее получения. Имеет место искусственное уменьшение объемов гарантированной бесплатной медицинской помощи в пользу расширения предоставления платных медицинских услуг.


В связи с низкой активностью страховых компаний доля средств добровольного медицинского страхования в структуре внебюджетного здравоохранения составляет менее 20,0%.