Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 2.6.2



SWOT-анализ социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 г.

Сильные стороны

Слабые стороны

Принадлежность к группе наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации, лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по важнейшим характеристикам территориальной конкурентоспособности.

Природно-ресурсный потенциал, включающий запасы нефти, местные строительные материалы, сельскохозяйственные угодья, водные ресурсы.

Выгодное геоэкономическое положение республики на пересечении р. Волги с проектируемым транспортным коридором "Запад-Восток".

Высокий уровень фондообеспеченности территории, в т.ч. за счет преобладания фондоемких отраслей в структуре экономики.

Диверсифицированная отраслевая структура экономики, профиль которой определяют отрасли (нефтегазовый комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность, отдельные отрасли машиностроения), имеющие сильные конкурентные позиции на мировом рынке.

Относительно высокий уровень развития информационно-телекоммуникационного комплекса.

Сравнительно высокая плотность населения в республике и сопредельных субъектах Российской Федерации, предопределяющая повышенную концентрацию потребительского спроса.

Благоприятные условия для формирования и развития эффективных территориальных кластеров в нефтехимии, отраслях машиностроения (прежде всего, в автомобилестроении), а также в образовательном комплексе.

Высокий научный потенциал. Наличие крупных учреждений высшего профессионального образования широкого профиля.

Высокая степень доверия населения к региональной политической элите

Относительно невысокие уровни денежных доходов населения и оборота розничной торговли, сдерживающие рост внутреннего регионального рынка потребительских товаров и услуг.

Низкий уровень развития малого предпринимательства, негативно влияющий на доходы населения и состояние локальных рынков труда в регионах республики.

Низкая доля в экономике республики ее высокотехнологичного сектора, слабая восприимчивость экономики к новым разработкам, препятствующая росту инноваций.

Значительная дифференциация в социально-экономическом положении и экономическом потенциале между различными муниципальными образованиями республики.

Сравнительно высокий уровень загрязнения природной среды, связанный с повышенным техногенным воздействием на нее предприятий промышленности и других отраслей экономики.

Сдерживающее воздействие недостаточно развитой транспортной инфраструктуры на развитие хозяйственного комплекса республики. Явное недоиспользование ее транзитного потенциала для формирования международных транспортных коридоров

Возможности

Угрозы

Проводимая в Российской Федерации налоговая политика, направленная на снижение налогового бремени товаропроизводителей.

Нарастающие тенденции дебюрократизации экономики, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции.

Формирование условий для легализации бизнеса.

Последовательное формирование конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики.

Возрастающая федеральная поддержка развития высокотехнологичного сектора российской экономики и стимулирования инновационной деятельности на основе реализации различных форм частно-государственного партнерства.

Совершенствование системы межбюджетных отношений и укрепление финансовой базы местного самоуправления.

Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в социальном развитии на основе реализации национальных проектов.

Происходящие изменения в стандартах и правилах бухгалтерского учета организаций, направленные на снижение уровня неплатежей и повышение эффективности их финансового управления

Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательств.

Отсутствие государственной программы реформирования организаций реального сектора экономики и низкая эффективность действующего механизма финансового оздоровления и банкротства.

Недостаточно высокий уровень капитализации функционирующих в республике отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности для проведения реструктуризации и повышения конкурентоспособности предприятий.

Значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние профильных отраслей экономики республики.

Вывоз капиталов за пределы республики финансово-промышленными группами и международными корпорациями, слабое развитие аутсорсинга, сдерживающие экономический рост и решение проблем занятости.

Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики


Реализация указанных направлений повышения конкурентоспособности экономики республики и обеспечения ее устойчивого социально-экономического развития должна осуществляться как на региональном, так и федеральном уровнях.


Федеральная составляющая этого процесса определяется общей логикой реформирования на рыночных принципах российской экономики, последовательным проведением институциональных и структурных преобразований, дальнейшей либерализацией хозяйственной деятельности и снижением налоговой нагрузки на товаропроизводителей, формированием конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики, урегулированием и развитием системы межбюджетных отношений.


Указанные аспекты будут влиять на развитие всех без исключения регионов России, формируя благоприятную рыночную среду и повышая общую инвестиционную привлекательность отечественной экономики.


Обеспечение устойчиво сильных конкурентных позиций Республики Татарстан в системе мировой экономики должно быть реализовано на основе наиболее полного использования ее имеющегося экономического потенциала, осуществления структурных изменений в экономике с учетом всего комплекса конкурентных преимуществ и факторов территориального развития. Одним из важнейших направлений решения проблем территориальной конкурентоспособности является ускоренное наращивание высокотехнологичного сектора экономики и интенсификация инновационной деятельности с использованием механизмов частно-государственного партнерства, включая формы венчурного финансирования. При этом могут быть задействованы возможности прикладных разработок широкого круга научно-исследовательских организаций и вузов республики. При этом важно иметь в виду, что это преимущество может быть реализовано исключительно в тесной интеграции с транснациональными компаниями.


Другим определяющим направлением повышения конкурентоспособности республиканской экономики выступает дальнейшее развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, призванные значительно повысить безопасность ее эксплуатации, обеспечить максимальную транспортную доступность внутриреспубликанских регионов, а также в наиболее полной мере реализовать транзитный потенциал республики, определяемый пересечением проектируемого на перспективу международного транспортного коридора "Запад-Восток" с транспортными коммуникациями по важнейшим рекам европейской части России - Волге и Каме.


Одним из главных условий повышения общей конкурентоспособности экономики республики и важной предпосылкой ее устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе является последовательное, поддерживаемое на федеральном и республиканском уровнях развитие малого предпринимательства, повсеместно охватывающее различные сферы хозяйственной деятельности, включая как высокотехнологичные отрасли, так и сектор традиционных потребительских услуг. Это позволит в существенной мере повысить доходы населения, ослабить напряженность на локальных рынках труда, в том числе в периферийных районах республики, а также значительно укрепить доходную базу республиканского и местных бюджетов.


Реализация в полной мере указанных направлений повышения конкурентоспособности хозяйства республики позволит сохранить в долгосрочной перспективе ведущую роль Татарстана в общероссийской экономике, а также обеспечить сильные конкурентные позиции в системе международного разделения труда.