Реализация программных мероприятий в области воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды на период до 2030 г. может осуществляться по двум сценариям: инерционному (первому) и инновационному (второму). Основной вариант развития - инновационный, по которому предполагается направить на природоохранные мероприятия с 2006 по 2030 год за счет всех источников финансирования 650 - 670 млрд рублей, что составляет 1,1 - 1,5% от прогнозируемых объемов ВРП республики. Более 85% этой суммы затрат приходится на инвестиционные проекты. Преобладающая часть программных мероприятий и, следовательно, объемов финансирования осуществляется на предприятиях отраслей экономики - промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Предполагаемые источники финансирования - федеральный бюджет, бюджет Республики Татарстан, средства предприятий и другие внебюджетные источники. Значительная часть бюджетных средств должна формироваться за счет взимаемых в республике платежей за использование природных ресурсов (минерально-сырьевых, земельных, водных и лесных) и платежей за загрязнение окружающей среды.
Оценка эффективности реализации программных мероприятий осуществляется в форме определения соответствующей экономической, бюджетной и социальной эффективности, общей основой которой является соотнесение получаемого эффекта в натуральной или стоимостной форме и произведенных затрат. При отсутствии эффекта в явно выраженной форме используются относительные характеристики получаемых результатов, сопоставимые с достигнутыми ранее аналогичными характеристиками (показателями).
Средства бюджета Республики Татарстан направляются на финансирование мероприятий, связанных с реализацией полномочий и обязанностей отнесенных к компетенции республики.
Важнейшими конечными результатами (целевыми индикаторами) реализации подпрограммы в долгосрочной перспективе являются:
воспроизводство сырьевых баз действующих нефтедобывающих компаний и предприятий, разрабатывающих общераспространенные полезные ископаемые - прирост запасов нефти создает условия для поддержания ее добычи в прогнозируемый период на уровне до 30 млн тонн/год, т.е. соотношение прироста запасов нефти и объемов ее ежегодной добычи находится на уровне 100%; сырьевая база твердых нерудных полезных ископаемых позволяет полностью обеспечить спрос на местные строительные материалы;
снижение водоемкости экономики (удельного расхода воды на рубль ВРП) к 2030 г. на 30% (инерционный вариант) - 60% (инновационный вариант) по сравнению с современным уровнем - 0,003 куб. метра/рублей за счет структурных изменений, использования в производстве инновационных водосберегающих технологий и рационализации водопользования;
увеличение лесистости территории (сохранение покрытых лесом площадей) республики с 17,2% в 2006 г. до 19 - 20% к 2030 г. и соответственно расчетной лесосеки - с 1704,9 тыс. куб. метров до 1800 тыс. куб. метров;
улучшение качества атмосферного воздуха - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух к 2030 г., несмотря на прогнозируемый существенный рост экономики, уменьшатся на 17,4% по сравнению с уровнем 2007 г.; аналогичная тенденция отмечается для всех муниципальных районов, за исключением Арского (рост на 4,0%) и Нурлатского (рост на 2,9%);
улучшение качества поверхностных вод - сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты к 2030 г. увеличиваются незначительно - на 2,9%, такая тенденция характерна для большинства муниципальных районов, исключая Набережночелнинский (снижение на 7,9%) и Заинский (снижение на 11,1%);
увеличение общей площади ООПТ всех уровней с 2,2% в 2006 г. до 3,0% в 2030 г. площади региона;
охрана почв от истощения, разрушения, загрязнения, предотвращения деградации природных комплексов, повышение плодородия почв.