Показатели бюджетной системы Республики Татарстан в 2000 - 2007 гг.
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Доходы консолидированного бюджета (млн рублей) | 59165 | 56385 | 55253 | 56887 | 75004 | 87258 | 88327 | 106133 |
в том числе собственные доходы (%) | 99,0 | 73,8 | 74,3 | 74,6 | 75,6 | 73,3 | 82,7 | 87,1 |
из них налоговые доходы (%) | 68,7 | 79,0 | 79,1 | 81,4 | 79,8 | 87,5 | 86,2 | 86,4 |
Доля доходов консолидированного бюджета в поступлении доходов в бюджетную систему Российской Федерации (%) | 124,0 | 115,5 | 85,8 | 84,1 | 80,6 | 62,3 | 55,3 | 58,2 |
Расходы консолидированного бюджета (млн рублей) | 58250 | 55320 | 54881 | 58317 | 79374 | 87823 | 86262 | 108518 |
Превышение доходов над расходами бюджета (млн рублей) | 915 | 1065 | 372 | -1430 | -4370 | -565 | 2065 | -2385 |
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб./Росстат - М., 2006. Краткосрочные показатели экономического и социального развития Республики Татарстан. Январь - декабрь 2006 г. Татарстанстат - Казань, 2007.
Согласно данным Минфина Российской Федерации, доходы консолидированного бюджета республики в 2000 - 2001 превышали величину формируемых на территории республики налоговых доходов соответственно на 19 и 13 процентов. С 2002 г. рост налоговых доходов и изменение системы межбюджетных отношений привели к обратному соотношению: доходы бюджета республики стали меньше аккумулируемых в регионе налоговых доходов, и эта пропорция демонстрирует тенденцию к снижению.
Аналогичным образом доходы бюджета республики выросли в 2006 г. по сравнению с 2000 годом в 1,5 раза, объем ВРП республики в текущих ценах за это время почти утроился, доля доходов в ВРП снизилась с 29,1% в 2000 г. до 13,7% в 2006 г.
Финансовые потоки между бюджетами различного уровня в Республике Татарстан определяются в соответствии с существующим законодательством. В связи с реформированием системы межбюджетных отношений в Российской Федерации параметры межбюджетных финансовых взаимоотношений неустойчивы и определяются не уровнем экономической активности в регионах, а результатами перераспределения расходных полномочий между разными уровнями государственной власти. С 2004 г. сформированы и исполняются местные бюджеты муниципальных районов. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и муниципальных поселений осуществляется непосредственно на объем выполняемых расходных полномочий, определенных федеральными законами от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(в ред. Постановления КМ РТ от 11.02.2023 N 135)
В период действия федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан в 2001 - 2005 гг." за счет средств, поступающих из федерального бюджета, формировалась примерно четверть доходов консолидированного бюджета (табл. 2.5.2). После завершения срока действия федеральной программы доля поступлений снизилась с 17,3% в 2006 г. до 12,9% в 2007 г.