Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 2.5.2



Межбюджетные финансовые потоки Республики Татарстан в 2000 - 2007 гг.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Средства, поступающие из федерального бюджета (млн рублей)

612

14763

14179

14471

18272

23264

15291

13693

Их доля в доходах консолидированного бюджета (%)

1,0

26,2

25,7

25,4

24,4

26,7

17,3

12,9

Налоговые перечисления в федеральный бюджет (млн рублей)

7472

15908

31902

33151

47588

84038

96824

102585

Процент возврата налоговых перечислений на территорию

8,2

92,8

44,5

43,7

38,4

27,7

15,8

13,4

Сальдо взаимоотношений с федеральным бюджетом (поступления, налоговые перечисления)

6860

-1145

17723

-18680

-29316

-60774

-81533

-88892

Доля доходов бюджета Республики Татарстан в доходах консолидированного бюджета без межбюджетных трансфертов (%)

72,9

65,1

56,4

69,8

74,9

81,2

79,2

78,8

Доля расходов бюджета Республики Татарстан в расходах консолидированного бюджета без межбюджетных трансфертов с бюджетами муниципальных образований (%)

67,1

60,0

55,8

58,2

53,5

59,0

58,3

58,3

Дефицит (+), профицит (-) бюджета Республики Татарстан (млн рублей)

1825

1360

-388

-405

-2051

1336

2536

-1821

Дефицит (+), профицит (-) местных бюджетов (млн рублей)

-910

-295

760

-1025

-2318

-1898

-473

-564


Источник: Краткосрочные показатели экономического и социального развития Республики Татарстан. Январь - декабрь 2006 г. Татарстанстат - Казань, 2007.


Налоговые поступления в федеральный бюджет, собираемые на территории республики, имеют тенденцию к устойчивому росту, их доля в ВРП республики также растет. Результатом является постоянно растущая величина разрыва между перечислениями налогов в федеральный бюджет и обратными поступлениями из федерального бюджета в региональный. В 2001 г. почти все налоговые доходы, направляемые в федеральный бюджет, возвращались на территории, в дальнейшем их доля стабильно снижалась, в 2005 г. процент возврата составил лишь 21,1%, а в 2007 г. - 13,4%.


Взаимоотношения бюджета Республики Татарстан и муниципальных бюджетов характеризуются типичными для Российской Федерации тенденциями - концентрацией финансовых ресурсов в бюджете Республики Татарстан при дефицитности бюджетов нижнего уровня.


Рост доли налоговых доходов в бюджете Республики Татарстан был обусловлен динамикой поступлений двух основных налогов, формирующих региональный бюджет: налога на прибыль организаций, доля которого составляла в 2006 г. 26,1% от общего объема доходов консолидированного бюджета, и налога на доходы физических лиц (НДФЛ), соответственно, - 21,4% (рис. 2.5.2). Доля акцизов в доходах бюджета незначительно снижается.


Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2003 - 2005 гг. превышали доходы, в 2006 г., по оценке Минфина Республики, бюджет был исполнен с профицитом.


Динамика и структура расходов бюджета Республики Татарстан характеризует, с одной стороны, его социальную направленность, с другой стороны, - недостаток ресурсов на поддержание экономического развития республики (рис. 2.5.3).


Реализация ряда республиканских социальных программ вместе с ростом социальной нагрузки на региональные бюджеты привели к росту доли расходов на социально-культурные мероприятия с 26% в 2000 г. до 49,4% в 2006 г. Доля расходов на отрасли экономики в 2006 г. по сравнению с 2000 г. выросла почти вдвое, однако общей тенденцией является снижение доли расходов на экономику в общей величине бюджетных расходов.


Рис. 2.5.2. Доля основных налогов в общем объеме консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2000 - 2006 гг. (%)*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Рис. 2.5.3. Структура расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2000 - 2006 гг. (%)*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Финансовое положение организаций, характеризуемое общими его показателями, в Республике Татарстан по сравнению со среднероссийскими показателями и регионами Приволжского федерального округа выглядит более предпочтительно. По объему чистой прибыли (сальдированный финансовый результат деятельности), полученной организациями, Республика Татарстан устойчиво лидирует в Приволжском федеральном округе, на долю республики приходится около четверти чистой прибыли, получаемой в округе (рис. 2.5.4).


Доля убыточных предприятий в общем их числе до 2005 г. в Татарстане была ниже, чем в среднем по стране и в Приволжском федеральном округе (табл. 2.5.3). Доля просроченной кредиторской и дебиторской задолженности предприятий республики также ниже средних по стране и Приволжского федерального округа в целом показателей. Однако для динамических характеристик финансового положений предприятий региона положительных тенденций не наблюдается.


Низкие темпы и невысокая эффективность реформирования предприятий в обрабатывающем секторе и сельском хозяйстве привели к тому, что доля убыточных организаций в 2005 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась, при этом доля убыточных организаций в обрабатывающем секторе Татарстана составляет 40,6% (средний по Российской Федерации показатель - 36,4%, в Приволжском федеральном округе - 36,9%), доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве также выше средних по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.