Межбюджетные финансовые потоки Республики Татарстан в 2000 - 2007 гг.
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Средства, поступающие из федерального бюджета (млн рублей) | 612 | 14763 | 14179 | 14471 | 18272 | 23264 | 15291 | 13693 |
Их доля в доходах консолидированного бюджета (%) | 1,0 | 26,2 | 25,7 | 25,4 | 24,4 | 26,7 | 17,3 | 12,9 |
Налоговые перечисления в федеральный бюджет (млн рублей) | 7472 | 15908 | 31902 | 33151 | 47588 | 84038 | 96824 | 102585 |
Процент возврата налоговых перечислений на территорию | 8,2 | 92,8 | 44,5 | 43,7 | 38,4 | 27,7 | 15,8 | 13,4 |
Сальдо взаимоотношений с федеральным бюджетом (поступления, налоговые перечисления) | 6860 | -1145 | 17723 | -18680 | -29316 | -60774 | -81533 | -88892 |
Доля доходов бюджета Республики Татарстан в доходах консолидированного бюджета без межбюджетных трансфертов (%) | 72,9 | 65,1 | 56,4 | 69,8 | 74,9 | 81,2 | 79,2 | 78,8 |
Доля расходов бюджета Республики Татарстан в расходах консолидированного бюджета без межбюджетных трансфертов с бюджетами муниципальных образований (%) | 67,1 | 60,0 | 55,8 | 58,2 | 53,5 | 59,0 | 58,3 | 58,3 |
Дефицит (+), профицит (-) бюджета Республики Татарстан (млн рублей) | 1825 | 1360 | -388 | -405 | -2051 | 1336 | 2536 | -1821 |
Дефицит (+), профицит (-) местных бюджетов (млн рублей) | -910 | -295 | 760 | -1025 | -2318 | -1898 | -473 | -564 |
Источник: Краткосрочные показатели экономического и социального развития Республики Татарстан. Январь - декабрь 2006 г. Татарстанстат - Казань, 2007.
Налоговые поступления в федеральный бюджет, собираемые на территории республики, имеют тенденцию к устойчивому росту, их доля в ВРП республики также растет. Результатом является постоянно растущая величина разрыва между перечислениями налогов в федеральный бюджет и обратными поступлениями из федерального бюджета в региональный. В 2001 г. почти все налоговые доходы, направляемые в федеральный бюджет, возвращались на территории, в дальнейшем их доля стабильно снижалась, в 2005 г. процент возврата составил лишь 21,1%, а в 2007 г. - 13,4%.
Взаимоотношения бюджета Республики Татарстан и муниципальных бюджетов характеризуются типичными для Российской Федерации тенденциями - концентрацией финансовых ресурсов в бюджете Республики Татарстан при дефицитности бюджетов нижнего уровня.
Рост доли налоговых доходов в бюджете Республики Татарстан был обусловлен динамикой поступлений двух основных налогов, формирующих региональный бюджет: налога на прибыль организаций, доля которого составляла в 2006 г. 26,1% от общего объема доходов консолидированного бюджета, и налога на доходы физических лиц (НДФЛ), соответственно, - 21,4% (рис. 2.5.2). Доля акцизов в доходах бюджета незначительно снижается.
Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2003 - 2005 гг. превышали доходы, в 2006 г., по оценке Минфина Республики, бюджет был исполнен с профицитом.
Динамика и структура расходов бюджета Республики Татарстан характеризует, с одной стороны, его социальную направленность, с другой стороны, - недостаток ресурсов на поддержание экономического развития республики (рис. 2.5.3).
Реализация ряда республиканских социальных программ вместе с ростом социальной нагрузки на региональные бюджеты привели к росту доли расходов на социально-культурные мероприятия с 26% в 2000 г. до 49,4% в 2006 г. Доля расходов на отрасли экономики в 2006 г. по сравнению с 2000 г. выросла почти вдвое, однако общей тенденцией является снижение доли расходов на экономику в общей величине бюджетных расходов.
Рис. 2.5.2. Доля основных налогов в общем объеме консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2000 - 2006 гг. (%)*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рис. 2.5.3. Структура расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2000 - 2006 гг. (%)*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Финансовое положение организаций, характеризуемое общими его показателями, в Республике Татарстан по сравнению со среднероссийскими показателями и регионами Приволжского федерального округа выглядит более предпочтительно. По объему чистой прибыли (сальдированный финансовый результат деятельности), полученной организациями, Республика Татарстан устойчиво лидирует в Приволжском федеральном округе, на долю республики приходится около четверти чистой прибыли, получаемой в округе (рис. 2.5.4).
Доля убыточных предприятий в общем их числе до 2005 г. в Татарстане была ниже, чем в среднем по стране и в Приволжском федеральном округе (табл. 2.5.3). Доля просроченной кредиторской и дебиторской задолженности предприятий республики также ниже средних по стране и Приволжского федерального округа в целом показателей. Однако для динамических характеристик финансового положений предприятий региона положительных тенденций не наблюдается.
Низкие темпы и невысокая эффективность реформирования предприятий в обрабатывающем секторе и сельском хозяйстве привели к тому, что доля убыточных организаций в 2005 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась, при этом доля убыточных организаций в обрабатывающем секторе Татарстана составляет 40,6% (средний по Российской Федерации показатель - 36,4%, в Приволжском федеральном округе - 36,9%), доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве также выше средних по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.