Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



7.2. Прогноз демографического развития


Базовое значение для определения перспективы социально-экономического развития, динамики обеспеченности жильем и объектами социальной сферы имеет прогноз численности и возрастной структуры населения. В свою очередь динамика воспроизводства населения и миграционных потоков является важнейшим индикатором улучшения социальной ситуации.


По потенциалу населения республика находится на 8 месте среди субъектов Российской Федерации - 3762 тыс. человек на начало 2006 года. За период 2000 - 2005 гг. эта численность изменилась незначительно, - уменьшилась на 25 тыс. человек, т.е. на 0,7%, тогда как население России - на 2,4%, а в Приволжском федеральном округе - на 2,6%. Коэффициент естественной убыли в республике существенно меньше общероссийского (- 3,0 и - 4,3 соответственно в первом полугодии 2007 года) за счет более низкого уровня смертности. Рождаемость в последний период несколько увеличилась прежде всего в результате демографической волны.


С 2007 г. на рост рождаемости стало оказывать введение "материнского капитала" при рождении второго ребенка. Если в первом полугодии 2006 г. коэффициент рождаемости составлял 9,5, то в первом полугодии 2007 г. он увеличился до 10,2. Характерно, что за этот период уменьшилась и смертность - с 13,5 до 13,2 соответственно.


Поддержание демографического потенциала в Татарстане в основном обеспечивает миграция - коэффициент миграционного прироста составил 21 в 2005 году. С 2000 г. он уменьшился почти на 1/3. Однако с 2006 г. наметился его рост - с 3,8 тыс. человек в первом полугодии 2006 г. до 5,8 тыс. человек в первом полугодии 2007 года.


Характерно, что только еще три субъекта Российской Федерации имеют положительное сальдо миграции: Нижегородская область, Самарская область и Саратовская область.


Для миграции в Республике Татарстан в 2000 - 2005 гг. были характерны следующие основные черты:


1. Существенный рост нелегальной миграции (прежде всего из государств - членов Содружества Независимых Государств). Общая численность нелегальных мигрантов в республике, по данным Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, превышает 15 тыс. человек, по некоторым экспертным оценкам, она достигает 100 тыс. человек и более (более 5,7% численности занятого населения).


2. Официальный миграционный прирост формируется примерно в равной пропорции за счет притока граждан из других субъектов Российской Федерации и государств Содружества Независимых Государств. Миграционный прирост с государствами дальнего зарубежья является отрицательным: за 2005 г. он составил 228 человек.


3. Миграционный прирост аккумулируется в основном в городах Республики Татарстан (по данным 2005 г. - 71% всего миграционного прироста).


4. В наибольшей степени официальный миграционный поток населения Республики Татарстан из стран Содружества Независимых Государств формируется за счет переселенцев из следующих государств: Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан (государства приведены в порядке убывания численности официальных мигрантов за 2005 год). Нелегальная миграция также формируется преимущественно за счет выходцев из государств Средней Азии и Закавказья. Основная причина миграционного притока населения заключается в разнице уровня оплаты труда в Республике Татарстан и указанных государствах, с одной стороны, и увеличении спроса на дешевую рабочую силу в ряде отраслей экономики - с другой.


5. Доля населения в трудоспособном возрасте в общей структуре миграционного прироста относительно стабильна и варьируется в диапазоне 66 - 68%.


6. Официальный миграционный прирост формируется в основном за счет представителей татарской национальности. В значительной степени он вызван продолжением естественно-исторического процесса концентрации титульной национальности на территории Республики Татарстан, оформившимся в 1990-е годы.


7. Квалификационный состав мигрантов не является удовлетворительным для нужд экономики Республики Татарстан. Так, из общего числа официальных мигрантов в возрасте 14 и более лет в 2005 г. лишь 15,1% имели высшее профессиональное образование. Большинство мигрантов (52,0%) имели лишь среднее общее образование, т.е. не имели никакой профессии даже на уровне СПО или НПО.


Неофициальные мигранты по прибытии в Республику Татарстан концентрируются преимущественно в таких отраслях, как строительство, торговля и транспорт - на работах, не требующих высокой квалификации.