Основные показатели по дошкольным образовательным учреждениям
Наименование показателя | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Число дошкольных учреждений | 2074 | 2040 | 2032 | 2019 | 1997 | 1982 | 1978 | 1964 |
Число мест в дошкольных учреждениях | 155083 | 151630 | 148825 | 147944 | 147524 | 148393 | 147722 | 147731 |
Численность детей в дошкольных учреждениях, человек | 147039 | 147186 | 145970 | 147841 | 148607 | 149901 | 151199 | 155216 |
Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, человек | 7929 | 7344 | 9577 | 10618 | 12426 | 15899 | 17122 | 20770 |
Обеспеченность местами дошкольных учреждениях, % | 100 | 98 | 96 | 93 | 92 | 90 | 88 | 84 |
В ряде городов и районов республики сохраняется переуплотненность дошкольных образовательных учреждений детьми, что делает их менее доступными для населения, а также негативно влияет на качество дошкольного образования. В среднем по республике численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях возросла с 1999 по 2006 гг. с 95 до 105 человек, или на 10,5%. По данному показателю в республике также наблюдается выраженная зависимость от степени урбанизации муниципалитета, что требует первоочередного ввода дополнительных мест для дошкольников в городах и высокоурбанизированных районах Республики Татарстан и приведения показателя к норме по отдельным муниципалитетам с учетом демографических перспектив.
Развитие общего образования в республике в последние годы происходит на фоне выраженного демографического спада, характерного для всей современной России. Число учащихся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан за период с 2001 по 2006 год сократилось на 28%: с 513,3 тыс. человек до 416,3 тыс. человек, при этом в городах - на 30%, в сельских школах - на 24%.
Соответственно происходит и сокращение учреждений общего образования: с 2518 в 2000/2001 учебном году до 2364 в 2006/2007 учебном году, или на 6%, прежде всего за счет сокращения числа начальных и основных средних школ (соответственно на 15% и 12%).
Несмотря на общее снижение числа общеобразовательных учреждений, количество полных средних школ практически не меняется, а их доля в общем школьном балансе растет (с 53,5% до 57,2% за тот же период), что свидетельствует о расширении возможности получения учащимися среднего общего образования более высокого качества и повышении его значимости для дальнейшего образования в профессиональных учебных заведениях. Однако в структуре полных средних школ неуклонно снижается доля крупных школ (более 640 учащихся) - с 25% в 2000/2001 учебном году до 14,8% в 2006/2007 учебном году, в то время как значительно увеличивается доля школ с меньшей наполняемостью (от 280 до 400 - на 32%, от 401 до 640 - на 82%), а также школ с численностью учащихся менее 100 человек - на 50%. Снижение наполняемости классов и школ, сокращение доли крупных школ непосредственно приводят к снижению эффективности расходов на образование и росту удельной потребности в ресурсах. Особенно они проявляются в сельских школах, которые составляют три четверти всех школ республики, хотя обучаются в них меньше одной трети всех учащихся. Это означает, что в среднем на одну сельскую школу республики приходится в 7,8 раза меньше учеников, чем на городскую школу.
В целом развитие структуры сети общеобразовательных учреждений идет по пути увеличения доли учреждений, предоставляющих образовательные услуги повышенного уровня, а также в направлении дифференциации образовательных программ. Так, с 2000/2001 по 2006/2007 учебный год произошел рост количества школ с углубленным изучением отдельных предметов (на 58%), гимназий (на 21%) и лицеев (на 8%). Всего численность общеобразовательных учреждений повышенного аккредитационного статуса в республике увеличилась с 2000/2001 по 2006/2007 учебный год на 32% - со 180 до 238.
При этом, если количество учащихся полных средних школ обычного профиля за этот период последовательно уменьшалось (всего на 35%), то число учащихся общеобразовательных учреждений повышенного статуса, наоборот, повысилось (на 6%), несмотря на происходящие демографические процессы. Это привело, в конечном итоге, к возрастанию доли обучающихся в таких учебных заведениях за данный период на 45%.