Действующий

Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 7.5.2



Основные показатели по дошкольным образовательным учреждениям

Наименование показателя

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Число дошкольных учреждений

2074

2040

2032

2019

1997

1982

1978

1964

Число мест в дошкольных учреждениях

155083

151630

148825

147944

147524

148393

147722

147731

Численность детей в дошкольных учреждениях, человек

147039

147186

145970

147841

148607

149901

151199

155216

Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, человек

7929

7344

9577

10618

12426

15899

17122

20770

Обеспеченность местами дошкольных учреждениях, %

100

98

96

93

92

90

88

84


В ряде городов и районов республики сохраняется переуплотненность дошкольных образовательных учреждений детьми, что делает их менее доступными для населения, а также негативно влияет на качество дошкольного образования. В среднем по республике численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях возросла с 1999 по 2006 гг. с 95 до 105 человек, или на 10,5%. По данному показателю в республике также наблюдается выраженная зависимость от степени урбанизации муниципалитета, что требует первоочередного ввода дополнительных мест для дошкольников в городах и высокоурбанизированных районах Республики Татарстан и приведения показателя к норме по отдельным муниципалитетам с учетом демографических перспектив.


Развитие общего образования в республике в последние годы происходит на фоне выраженного демографического спада, характерного для всей современной России. Число учащихся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан за период с 2001 по 2006 год сократилось на 28%: с 513,3 тыс. человек до 416,3 тыс. человек, при этом в городах - на 30%, в сельских школах - на 24%.


Соответственно происходит и сокращение учреждений общего образования: с 2518 в 2000/2001 учебном году до 2364 в 2006/2007 учебном году, или на 6%, прежде всего за счет сокращения числа начальных и основных средних школ (соответственно на 15% и 12%).


Несмотря на общее снижение числа общеобразовательных учреждений, количество полных средних школ практически не меняется, а их доля в общем школьном балансе растет (с 53,5% до 57,2% за тот же период), что свидетельствует о расширении возможности получения учащимися среднего общего образования более высокого качества и повышении его значимости для дальнейшего образования в профессиональных учебных заведениях. Однако в структуре полных средних школ неуклонно снижается доля крупных школ (более 640 учащихся) - с 25% в 2000/2001 учебном году до 14,8% в 2006/2007 учебном году, в то время как значительно увеличивается доля школ с меньшей наполняемостью (от 280 до 400 - на 32%, от 401 до 640 - на 82%), а также школ с численностью учащихся менее 100 человек - на 50%. Снижение наполняемости классов и школ, сокращение доли крупных школ непосредственно приводят к снижению эффективности расходов на образование и росту удельной потребности в ресурсах. Особенно они проявляются в сельских школах, которые составляют три четверти всех школ республики, хотя обучаются в них меньше одной трети всех учащихся. Это означает, что в среднем на одну сельскую школу республики приходится в 7,8 раза меньше учеников, чем на городскую школу.


В целом развитие структуры сети общеобразовательных учреждений идет по пути увеличения доли учреждений, предоставляющих образовательные услуги повышенного уровня, а также в направлении дифференциации образовательных программ. Так, с 2000/2001 по 2006/2007 учебный год произошел рост количества школ с углубленным изучением отдельных предметов (на 58%), гимназий (на 21%) и лицеев (на 8%). Всего численность общеобразовательных учреждений повышенного аккредитационного статуса в республике увеличилась с 2000/2001 по 2006/2007 учебный год на 32% - со 180 до 238.


При этом, если количество учащихся полных средних школ обычного профиля за этот период последовательно уменьшалось (всего на 35%), то число учащихся общеобразовательных учреждений повышенного статуса, наоборот, повысилось (на 6%), несмотря на происходящие демографические процессы. Это привело, в конечном итоге, к возрастанию доли обучающихся в таких учебных заведениях за данный период на 45%.