Повышению социальной мобильности населения Республики Татарстан должна способствовать гибкая, многофункциональная система профессионального образования, восполняющая кадровые потребности и стимулирующая экономический рост. Однако в системе профессионального образования республики все более усиливаются диспропорции в подготовке кадров необходимого профиля и уровня.
Если в 1990 г. соотношение приема в учреждения НПО, СПО и высшего профессионального образования составляло 1,95:1:0,74 соответственно, то к 2006 г. оно стало иным - 1,05:1:2,9, хотя, по экспертным оценкам, в настоящее время это соотношение должно быть по меньшей мере равным. В результате количество выпускников вузов почти в 2 раза превышает количество выпускников учреждений начального и среднего образования. Складывающаяся ситуация требует обязательного проведения структурных преобразований в системе профессионального образования республики.
Так, в последние годы постоянно растет спрос на квалифицированные рабочие кадры, составляющий в настоящее время 74% от общей кадровой потребности республики. А сеть учреждений НПО за последние шесть лет сократилась на 4%, что повлекло за собой и сокращение числа обучающихся (на 9%), достигнув минимального за последние 10 лет показателя в 40,7 тыс. человек. Они обучаются в 106 учреждениях НПО, почти половина из которых располагается в сельской местности, охватывая 29% обучающихся.
На протяжении последних 10 лет в системе начального и среднего профессионального образования республики не происходило изменений структуры подготовки специалистов, которая включает 186 наиболее массовых профессий, что крайне недостаточно в современных условиях. Для того чтобы решить данную проблему, на основе перспективных потребностей республиканского рынка труда начата работа по переводу учреждений НПО в соответствии с новой структурой специальностей, расширению спектра предлагаемых специальностей и профессий, прежде всего в сфере услуг, ЖКХ, производства и использования современных технологий, переработки сельскохозяйственной продукции, народных промыслов.
Суть осуществляемых преобразований заключается в переориентации системы начального и среднего профессионального образования под потребности работодателя. В республике принято решение о подготовке специалистов и прежде всего рабочих специалистов в соответствии с соглашениями (договорами) между работодателями, учащимися и образовательными учреждениями. При этом работодатель, участвуя в софинансировании процесса обучения, гарантирует выпускнику рабочее место с заработной платой не ниже установленного социального норматива. Результаты анализа фактической потребности в рабочих профессиях показали почти двукратное превышение выпуска над потребностью по целому ряду профессий. В связи с этим в ближайшие 2 - 3 года предстоит перепрофилирование значительного числа учреждений НПО, а также сокращение их числа. Планируется также перейти на набор в учреждения НПО учащихся, как правило, только после 11 классов.
Для обеспечения систематического участия предприятий-заказчиков в решении проблем НПО с 2005 г. начато заключение договоров на целевую контрактную подготовку кадров рабочих и специалистов. За 2002 - 2006 гг. численность выпускников, имеющих свободное распределение, сократилась на 30%. Однако это данные учебных заведений. Реальная картина с трудоустройством выпускников отсутствует.
В современных условиях новую роль начинают играть профессиональные образовательные стандарты, разрабатываемые при непосредственном участии потенциальных заказчиков кадров, и обязательства со стороны работодателя в оказании помощи по повышению квалификации молодого специалиста рабочей профессии. Изменен порядок формирования государственного заказа на подготовку рабочих и специалистов. Он строится на основе договоров с предприятиями и заключается, как правило, при наличии трех условий: финансовых обязательств предприятия, прогнозов потребности в кадрах и параллельного получения в рамках СПО рабочей профессии.
Разработан и начал реализовываться проект оптимизации в форме слияния однопрофильных учреждений НПО и подведомственных техникумов по схеме НПО - НПО или НПО - СПО. Результатом объединения по схеме НПО - СПО должен стать профессиональный колледж с правом реализации программ начального и среднего профессионального образования. Такое объединение ресурсов позволит оптимизировать затраты, повысить престиж и качество подготовки специалистов, а также расширить спектр образовательных услуг в области профессионального образования, интеграции программ начального и среднего профессионального образования по наиболее востребованным на рынке труда специальностям.