Закон Республики Татарстан от 23 мая 2008 г. N 23-ЗРТ
"О внесении изменений в Закон Республики Татарстан
"О местном референдуме"
Принят Государственным Советом РТ 24 апреля 2008 года
Статья 1
Внести в Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 года N 23-ЗРТ "О местном референдуме" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004, N 3 (II часть); 2005, N 3 (I часть) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) в пункте 1 слова "уставы муниципальных образований," исключить;
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В случае принятия в период кампании местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения местного референдума, либо в случае внесения в этот период в настоящий Закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения местного референдума, указанные закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.";
в) в пункте 3 слова "Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заменить словами "Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации")";
2) статью 4 дополнить пунктом 2(1) следующего содержания:
"2(1). Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 5 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме.";
3) дополнить статьей 9(1) следующего содержания:
"Статья 9(1). Порядок исчисления сроков
1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.";
4) пункт 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"2. Федеральным законом, законом Республики Татарстан, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.";
5) пункт 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
а) гражданам, имеющим право на участие в референдуме;
б) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
в) представительному органу муниципального образования и главе местной администрации - совместно.";
6) в статье 13:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума (далее - инициативная группа).";
б) в пункте 3 после слова "подразделения" дополнить словами "(соответственно уровню референдума)";
в) второе предложение пункта 13 изложить в следующей редакции: "Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".";
7) в статье 14:
а) пункты 3-5 изложить в следующей редакции:
"3. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не может быть менее 25 подписей.
4. Подписи могут собираться только среди участников референдума. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
5. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой. Инициативная группа обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществляющем сбор подписей участников референдума: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также ставится подпись лица, осуществляющего сбор подписей участников референдума.";
б) третье предложение пункта 7 изложить в следующей редакции: "Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.";
8) в статье 15:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, установленное пунктом 3 статьи 14 настоящего Закона, но не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.";
б) пункт 3 дополнить словами ", а также ГАС "Выборы";
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования.";
г) дополнить пунктом 5(1) следующего содержания:
"5(1). Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.";
д) в пункте 8:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел, сведений, полученных по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанных электронной цифровой подписью Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;";
в подпункте "в" слова "пунктом 7 статьи 14 настоящего Закона" заменить словами "федеральным законом, настоящим Законом";
в подпункте "г" слова "и (или)" заменить словом "или";
подпункт "д" изложить в следующей редакции:
"д) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;";
в подпункте "е" слова "не отмечены" заменить словами "не оговорены";
подпункт "и" изложить в следующей редакции:
"и) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 14 настоящего Закона;";
в подпункте "л" после слова "подписи" дополнить словами "участников референдума", после слова "изготовленном" дополнить словом "(оформленном)";
е) второе предложение пункта 11 исключить;
ж) пункты 13 и 14 изложить в следующей редакции:
"13. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
14. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если проведенная избирательной комиссией муниципального образования проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "в" пункта 2 статьи 16 настоящего Закона, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в избирательной комиссии муниципального образования одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии муниципального образования о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.";
9) в статье 16:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В случае отказа в проведении референдума избирательная комиссия муниципального образования в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении референдума обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию соответствующего решения с изложением оснований отказа в проведении референдума. Основаниями отказа в проведении референдума являются:
а) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом для назначения референдума;
б) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
в) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа назначения референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума;
г) несоздание инициативной группой фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 46 настоящего Закона создание фонда референдума необязательно). Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;
д) использование инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
е) превышение инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1(1) статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ своего должностного или служебного положения.";
б) пункт 3 после слова "референдума" дополнить словами ", установленный пунктом 2 настоящей статьи,";
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. В случае принятия избирательной комиссией муниципального образования решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.";
10) пункт 4 статьи 18 изложить в следующей редакции:
"4. В случае, если референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан или прокурора. Назначенный судом референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения референдума.";
11) в статье 19:
а) дополнить пунктом 4(1) следующего содержания:
"4(1). В случае нарушения инициативной группой федерального закона, настоящего Закона соответствующая комиссия референдума вправе вынести этой инициативной группе предупреждение, которое доводится до сведения участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.";
б) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии референдума, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия референдума повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия референдума.";
в) пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.";
г) в пункте 14 слова "но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования" заменить словами "если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования,";
12) в пункте 1 статьи 20 слова "законом Республики Татарстан о муниципальных выборах в Республике Татарстан" заменить словами "Избирательным кодексом Республики Татарстан";
13) в статье 21:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Участковые комиссии формируются для обеспечения процесса голосования участников референдума и подсчета голосов участников референдума не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования со следующим количеством членов в зависимости от числа участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума:
1) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии с правом решающего голоса;
2) от 1001 до 2001 избирателя - 5-12 членов участковой комиссии с правом решающего голоса;
3) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии с правом решающего голоса.";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Формирование участковой комиссии осуществляется избирательной комиссией муниципального образования на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Совете Республики Татарстан, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, иных общественных объединений, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.";