Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 21 мая 2008 г. N 332
"Об утверждении Концепции создания в Республике Татарстан республиканской
и муниципальных подсистем Общероссийской комплексной системы информирования
и оповещения населения в местах массового пребывания людей"
В целях создания республиканской и муниципальных подсистем Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания в Республике Татарстан республиканской и муниципальных подсистем Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - Концепция).
2. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан совместно с Министерством экономики Республики Татарстан при подготовке ведомственной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2009-2011 годы" предусмотреть комплекс необходимых мероприятий по реализации Концепции.
3. Министерству финансов Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на 2009-2011 годы предусмотреть выделение финансовых средств на осуществление комплекса мероприятий по реализации Концепции.
4. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан обеспечить создание соответствующих муниципальных подсистем Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр | Р.Н. Минниханов |
Концепция
создания в Республике Татарстан республиканской и муниципальных подсистем
Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения
в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
(утв. постановлением КМ РТ от 21 мая 2008 г. N 332)
1. Введение
В современных условиях для устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан и муниципальных образований, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения необходимо активизировать работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
Пожары, крупные производственные аварии и катастрофы по-прежнему наносят существенный ущерб экономике республики, ее территориально-производственным звеньям, приводят к человеческим жертвам. Их негативные проявления становятся все более масштабными, затрагивают все области существования человека, общества и государства: природную, техногенную и социальную.
Одной из важнейших задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций является его подготовка в области безопасности жизнедеятельности, регулярное информирование и своевременное оповещение об угрозе и возникновении какой-либо опасности. Создание и поддержание в постоянной готовности к использованию систем информирования и оповещения населения является полномочием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
По данным государственных докладов о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в настоящее время более половины технических средств информирования и оповещения в стране находится в неработоспособном состоянии, морально и физически устарело. Учитывая это, остро стоит вопрос об использовании имеющихся современных информационно-телекоммуникационных технологий в интересах информирования и оповещения населения.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для целенаправленной и комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий в интересах информирования и оповещения населения в области безопасности жизнедеятельности Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации организовано выполнение мероприятий по созданию Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН).
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны содействовать в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
С учетом этого, а также в связи с тем, что задачи оповещения, информирования населения и его подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера непосредственно решаются на региональном и местном уровнях, особую значимость приобретают мероприятия по развитию в Республике Татарстан республиканской и муниципальных подсистем ОКСИОН (далее - территориальные подсистемы ОКСИОН).
Согласно положениям федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также в целях реализации на территории Республики Татарстан федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1, с учетом Методических рекомендаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по развитию региональных и муниципальных подсистем ОКСИОН в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан разработана настоящая Концепция. Она определяет цели и задачи создания территориальных подсистем ОКСИОН, их общую функциональную архитектуру и состав, а также этапы создания и последующей эксплуатации.
2. Цели и задачи создания территориальных подсистем ОКСИОН
Основными целями создания территориальных подсистем ОКСИОН являются:
гарантированное и своевременное информирование и оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций;
профилактика чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбор информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, его подготовка по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и охраны общественного порядка.
Основными задачами территориальных подсистем ОКСИОН являются:
сокращение сроков гарантированного оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;
повышение оперативности информирования населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
обеспечение передачи населению указаний и рекомендаций, касающихся поведения в процессе локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
повышение уровня культуры и подготовленности населения по вопросам безопасности жизнедеятельности;
обеспечение регулярности передачи информации, необходимой для обучения населения безопасному поведению;
усиление информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;
повышение эффективности мониторинга обстановки путем осуществления профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей.
3. Нормативная правовая база для создания
территориальных подсистем ОКСИОН
На федеральном уровне имеется необходимая нормативная правовая база в целях выполнения первоочередных мероприятий по созданию ОКСИОН:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1 утверждена федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", в состав которой включен раздел "Создание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей";
принят Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
создан организационный комитет по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей, состоящий из представителей Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российский Федерации;
подготовлены совместные приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 года) и от 11 июля 2006 года N 398/545/323 "О комиссиях по координации деятельности при создании Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации";
утверждены 13 марта 2007 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Технические требования к созданию региональных подсистем Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации, а также требования к организациям, планируемым к вхождению в ОКСИОН.
В Республике Татарстан приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от 4 декабря 2006 года N 699 "Об утверждении состава комиссии по координации деятельности при создании Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в Республике Татарстан" создана межведомственная комиссия, состоящая из представителей Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, открытого акционерного общества "Таттелеком".
4. Структура и состав территориальных подсистем ОКСИОН
ОКСИОН включает в себя:
федеральный, межрегиональные, региональные и муниципальные информационные центры;
терминальные комплексы;
распределенные автоматизированные подсистемы.
Структура ОКСИОН представлена в приложении к настоящей Концепции.
Информационные центры предназначены для планирования и проведения информационных операций, управления трансляциями на терминальных комплексах в зоне ответственности и функционированием нижестоящих информационных центров, анализа информации об обстановке в местах массового пребывания людей, контроля работоспособности функционирования терминальных комплексов, организации взаимодействия с территориальными центрами управления в кризисных ситуациях, системами информирования и оповещения населения различной ведомственной принадлежности и иных форм собственности.
Региональный информационный центр Республики Татарстан подведомствен Федеральному информационному центру Российской Федерации и Приволжско-Уральскому межрегиональному информационному центру и способен передавать им управление терминальными комплексами республиканской подсистемы ОКСИОН.
Региональный информационный центр Республики Татарстан имеет право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций муниципальных информационных центров муниципальных образований республики.
Муниципальные информационные центры муниципальных образований республики подведомственны Федеральному информационному центру Российской Федерации, Приволжско-Уральскому межрегиональному информационному центру и Региональному информационному центру Республики Татарстан и имеют возможность передавать им управление терминальными комплексами, имеющимися на территории муниципальных образований.
Терминальные комплексы предназначены для приема, обработки и отображения аудиовизуальных сообщений, а также приема и передачи в информационные центры информации об обстановке в местах массового пребывания людей. Они разделяются на стационарные и мобильные терминальные комплексы.
Стационарные терминальные комплексы включают технические средства сбора и отображения информации, радиационного и химического контроля, звукового сопровождения. К техническим средствам сбора информации относятся обзорные видеокамеры, позволяющие фиксировать и передавать информацию об обстановке в местах расположения терминальных комплексов на наиболее потенциально опасных направлениях в местах массового пребывания людей. К средствам радиационного и химического контроля относятся автоматизированные комплексы, включающие датчики, блоки детектирования, коммутирующие устройства, блоки сбора и хранения данных по радиационной и химической обстановке в местах массового пребывания людей. Средства звукового сопровождения включают устройства усиления звука, динамики и другое оборудование, необходимое для звукового оповещения населения. Технические средства отображения информации включают уличные светодиодные экраны, плазменные панели внутри зданий, текстовые дисплеи типа "бегущая строка".
По местам установки и составу оборудования стационарные терминальные комплексы подразделяются на пункты уличного информирования и оповещения населения (далее - ПУОН) и пункты информирования и оповещения населения (далее - ПИОН) в зданиях с массовым пребыванием людей. ПУОН располагаются вне зданий и включают светодиодный экран, камеры видеонаблюдения, звукоусиливающее оборудование, оборудование для радиационного и химического контроля и другое оборудование.
ПИОН располагаются в зданиях с массовым пребыванием людей и включают полноцветный экран (плазменный или жидкокристаллический) или текстовый дисплей типа "бегущая строка", камеры видеонаблюдения, звукоусиливающее оборудование, оборудование для радиационного и химического контроля и другое оборудование.
ПИОН на транспортных средствах включают терминальные комплексы, устанавливаемые на транспортных средствах общего пользования, например, в вагонах поездов, метро, автобусах, троллейбусах, в состав которых входят электронное табло типа "бегущая строка", радиотрансляционные сети.
Мобильные терминальные комплексы включают транспортные средства, на которых размещаются светодиодные экраны с оборудованием, необходимым для отображения видео- и аудиоинформации, видеонаблюдения, обеспечения связи, создания информационного контента, а также мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки, автономного энергоснабжения, и другое оборудование.
Распределенные автоматизированные подсистемы предназначены для обеспечения сопряжения между информационными центрами и терминальными комплексами и включают подсистемы массового информирования, наблюдения и сбора информации, связи и передачи данных, информационной безопасности, радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и информирования, контроля и управления ОКСИОН, часофикации и другие.
В состав муниципальных подсистем ОКСИОН входят муниципальные информационные центры, а также терминальные комплексы и распределенные автоматизированные системы ОКСИОН, имеющиеся на территории соответствующих муниципальных образований. На территории г. Казани муниципальный информационный центр не создается, его роль выполняет региональный информационный центр.
Республиканскую подсистему ОКСИОН образуют региональный информационный центр и муниципальные подсистемы ОКСИОН.
5. Порядок использования территориальных подсистем ОКСИОН
Кроме решения основных задач, использование терминальных комплексов, создаваемых за счет средств республиканского, муниципальных бюджетов и организаций, должно предусматривать их применение для трансляции рекламных материалов: рекламно-маркетинговой информации и социальной рекламы, кроме того, социально значимой информации в интересах населения Республики Татарстан и муниципального образования (в том числе о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан такой информацией), а также реализации региональной и местной информационной политики.
Предусматриваются три режима функционирования территориальных подсистем ОКСИОН, создаваемых за счет средств республиканского, муниципальных бюджетов и организаций: повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайная ситуация.
При функционировании в режиме повседневной деятельности трансляция рекламных материалов должна осуществляться в объеме не более 75% эфирного времени эксплуатации экранов терминальных комплексов. В остальное время во взаимодействии с соответствующим информационным центром ОКСИОН выполняется трансляция информации по подготовке и информированию населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка.
При функционировании в режиме повышенной готовности трансляция рекламных материалов должна осуществляться в объеме не более 50% эфирного времени эксплуатации экранов терминальных комплексов. В остальное время во взаимодействии с информационным центром выполняется трансляция информации по подготовке и информированию населения о складывающейся обстановке, рекомендациях органов управления, действиях сил, средств и населения по предупреждению чрезвычайной ситуации или снижению ее последствий.
При введении режима чрезвычайной ситуации трансляция рекламных материалов не осуществляется. Все эфирное время используется для трансляции информации по подготовке и информированию населения о возникшей чрезвычайной ситуации, действиях населения в складывающейся обстановке.
Средства от реализации коммерческой деятельности могут распределяться по следующим направлениям:
социальное, научно-производственное, финансовое, кадровое, материально-техническое и иное обеспечение функционирования и развития региональной подсистемы ОКСИОН, иных информационно-телекоммуникационных систем в Республике Татарстан и муниципальных образованиях;
развитие парка терминальных комплексов, закупка и установка аппаратно-программных средств, страхование оборудования терминальных комплексов, юридическое оформление прав на места размещения и размещение терминальных комплексов на территории, в транспортных средствах, зданиях и сооружениях муниципальных образований и в других местах;
арендная плата за размещение терминальных комплексов, оплата энергоснабжения терминальных комплексов, услуг связи (в том числе открытие и аренда каналов связи), транспортных и коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества и иных услуг, расходов, работ в полном объеме, требуемом для эффективного применения по назначению терминальных комплексов в соответствии с регламентами функционирования.
Использование в коммерческих целях терминальных комплексов, созданных за счет средств федерального бюджета, не предусматривается.
6. Основные задачи по обеспечению функционирования
и развитию территориальных подсистем ОКСИОН
Основными задачами по обеспечению функционирования и развитию территориальных подсистем ОКСИОН являются:
обеспечение функционирования информационных центров, терминальных комплексов и распределенных автоматизированных подсистем по назначению в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации в соответствии с регламентами функционирования;