Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 18 ноября 2002 г. N 1201
"Об утверждении "Инструкции по осуществлению государственного контроля в области
природопользования и охраны окружающей среды"
В целях совершенствования порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в области природопользования и охраны окружающей среды приказываю:
1. Утвердить прилагаемую " Инструкцию по осуществлению государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды";
2. Всем структурным подразделениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан руководствоваться данной Инструкцией при осуществлении государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;
3. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя министра Хайрутдинова Ф.Ю.
Министр | Б.Г. Петров |
Инструкция
по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования
(утв. приказом министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18 ноября 2002 г. N 1201)
1. Общая часть
1. Настоящая "Инструкция по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Инструкция) устанавливает порядок осуществления на территории Республики Татарстан государственного контроля за соблюдением всеми пользователями природных ресурсов, иными юридическими, должностными и физическими лицами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (далее - природопользователи) требований действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в области природопользования и охраны окружающей среды, норм, правил, стандартов по комплексному, рациональному использованию, охране природных ресурсов и окружающей среды и экологической безопасности.
2. Инструкция применяется для выполнения следующих задач:
- обеспечения единого комплексного подхода всех структурных подразделений Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) при организации и проведении государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;
- выявления в процессе проверок в максимально возможном объеме всех негативных факторов, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, возникших вследствие нарушений со стороны природопользователей, для получения наиболее полной картины о состоянии и характере нарушений действующего законодательства, анализа существующих негативных тенденций в природопользовании, выработки мер по их предупреждению, преодолению, ликвидации (пресечению) и недопущению в дальнейшем;
- правильности оформления первичных материалов государственного контроля (акта проверки) и выдачи предписаний природопользователям (по результатам проверки) для устранения выявленных с их стороны нарушений;
- анализа информации по итогам работы системы государственного контроля, выработки рекомендаций и предложений по повышению его эффективности;
- разработки и реализации мероприятий, достаточных для профилактики и предупреждения возможных нарушений действующего законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды;
3. Инструкция разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан и является руководящим документом для государственных инспекторов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - государственные инспектора), осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.
2. Организация проверок при осуществлении государственного контроля
в области охраны окружающей среды и природопользования
1. Государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования (далее - государственный контроль) осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок.
2. Плановые проверки деятельности одного природопользователя осуществляются не чаще одного раза в два года.
3. По своим задачам и полноте охвата вопросов плановые проверки подразделяются на целевые, комплексные и совместные.
При целевом обследовании проверка проводится по одному или нескольким вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
При комплексном обследовании проверка затрагивает все вопросы, входящие в компетенцию Министерства.
Совместные проверки предусматривают взаимодействие Министерства и других федеральных и республиканских органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.
4. Внеплановые проверки проводятся в случаях:
- осуществления контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений;
- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, могущих оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, в результате которого возможно причинение вреда окружающей среде, возникновения угрозы загрязнения окружающей среды;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований природоохранного законодательства, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
- при осуществлении лицензионного контроля, контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в других ситуациях, требующих принятия неотложных мер по предупреждению нарушений действующего в области охраны окружающей среды и природопользования.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Министерство, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
5. Проверки при осуществлении государственного контроля в Министерстве проводятся на основании распоряжений (приказов) руководства. В распоряжении (приказе) указывается:
номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
наименование органа государственного контроля (надзора);
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю, период проверки;
правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется госинспектором, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения проверки Главным инспектором по охране природы Республики Татарстан или его заместителями может быть продлен еще на один месяц.
При выявлении нарушений природоохранного законодательства, причинивших вред окружающей среде, государственный инспектор производит расчет сумм вреда. Период проверки для определения размеров вреда должен включать период не меньше календарного года.
6. При проведении проверок государственные инспектора не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции министерства;
осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении проверки должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате и в ходе осуществления проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверок.
3. Осуществление государственного экологического контроля
3.1. Общие положения
1. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в целях сохранения и улучшения качества окружающей среды.
2. Главными задачами государственного экологического контроля являются обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами (в том числе должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства и иностранными гражданами) требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов в области охраны окружающей среды.
3. Должностные лица Министерства, наделенные полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля, являются по должности одновременно государственными инспекторами по охране окружающей среды (государственными инспекторами). При этом Главный государственный инспектор по охране окружающей среды (природы) Республики Татарстан и его заместители назначаются постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Распределение полномочий между Главным государственным инспектором, его заместителями, старшими инспекторами, собственно инспекторами осуществляется на основании нормативных, распорядительных документов Министерства.
4. Государственные инспектора Министерства при осуществлении государственного экологического контроля обязаны:
а) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан в области охраны окружающей среды, Российской Федерации и Республики Татарстан о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;
б) самостоятельно или во взаимодействии с должностными лицами министерств, ведомств, выполняющих функции по осуществлению государственного контроля за охраной окружающей среды и использованием отдельных видов природных ресурсов, систематически осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими требований законодательства в области охраны окружающей среды;
в) принимать меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их негативных последствий, привлечению в установленном порядке юридических, должностных и физических лиц к ответственности за нарушение экологических требований природоохранительного законодательства;
г) осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей среды, необходимой для организации и осуществления государственного экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность; вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей среды и повышению эффективности государственного экологического контроля.
д) осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы (сбросы) вредных (загрязняющих) веществ, размещение отходов;
е) обеспечивать контроль за выполнением условий заключений государственной экологической экспертизы и условий выдачи разрешений на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов производства и потребления;
ж) определять размеры вреда, причиненного окружающей среде;
з) информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в области охраны окружающей среды;
5. Государственные инспектора Министерства и его территориальных органов при осуществлении государственного экологического контроля в пределах своей компетенции имеют право:
а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
б) проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и других вредных воздействий на нее, норм и правил обращения с отходами производства и потребления, нормативов качества окружающей среды и экологических ограничений на природопользование;
в) осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.1993 г. N 1362, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
г) осуществлять государственный контроль в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного и растительного мира, в том числе на особо охраняемых природных территориях;
д) проверять транспортные средства и в случае нарушения экологических требований запрещать их эксплуатацию, а также осматривать суда, другие плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения и при выявлении экологических правонарушений требовать их устранения и принимать меры по решению вопросов о компенсации вреда, причиненного окружающей среде;
е) проверять выполнение государственных и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
ж) принимать участие при заслушивании отчетов руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
з) запрашивать и в соответствии с действующим законодательством бесплатно получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля;
и) проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных и других объектов и сооружений;
к) привлекать в установленном порядке соответствующих специалистов к проведению проверок;
л) вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;
м) вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
н) проводить инструментальные замеры, отборы проб;
о) проверять соблюдение экологических условий, установленных в разрешениях на сбросы, выбросы загрязняющих веществ, на размещение отходов и лицензиях на пользование отдельными видами природных ресурсов, давать предложения об аннулировании в установленном порядке указанных разрешений и лицензий, выданных с нарушением экологических требований, а также при невыполнении природопользователями установленных в разрешениях и лицензиях экологических условий;
п) проверять соблюдение норм и правил осуществления производственного экологического контроля;
р) составлять по результатам проверок акты, а также протоколы о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды;
с) участвовать в рассмотрении дел об административных правонарушениях и вносить предложения о размере штрафа налагаемого на лицо, виновное в совершении административного правонарушения;
т) предъявлять требования к юридическим, должностным и физическим лицам по устранению экологических правонарушений, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля, предупреждать их о привлечении к ответственности в случае невыполнения указанных требований;
у) определять размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате экологических правонарушений;
ф) обращаться в органы внутренних дел за оказанием помощи по предотвращению или пресечению действий правонарушителей, препятствующих законному выполнению функций по осуществлению государственного экологического контроля, на основании Закона Российской Федерации "О милиции";
х) пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством и правовыми нормативными актами.
ч) выдавать юридическим, должностным и физическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей среды;
ш) выдавать обязательные для исполнения представления об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей среде; направлять в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о прекращении этой деятельности;
щ) рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
э) предъявлять претензии (требования) к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении согласно п. 1 ст. 66, ст. 77, ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
ю) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения представления о прекращении финансирования строительства и эксплуатации объектов и осуществления другой хозяйственной деятельности, ведущихся с нарушением экологических требований или без положительного заключения государственной экологической экспертизы, согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об экологической экспертизе";