Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 года N 666


"О Программе реформирования региональных финансов
Республики Татарстан на 2007-2009 годы"
(с изменениями на 3 июня 2008 г., 25 июня 2008 г., 20 апреля 2009 г., 19 октября 2009 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 декабря 2023 года N 1549

____________________________________________________________________


В целях повышения эффективности управления финансами Республики Татарстан и совершенствования бюджетного процесса Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

       Программу реформирования региональных финансов Республики Татарстан на 2007-2009 годы (далее - Программа реформирования);

       план реализации Программы реформирования.

2. Министерствам, ведомствам и организациям, участвующим в реализации  Программы реформирования, обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой реформирования, в соответствии с прилагаемым планом.

3. Министерству финансов Республики Татарстан:

обеспечить согласование  Программы реформирования с муниципальными образованиями г.Казани, г.Набережные Челны, Нижнекамским муниципальным районом и президиумом Совета муниципальных образований Республики Татарстан до 10 декабря 2007 года;

представить заявку на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для получения субсидий на реформирование региональных финансов в Министерство финансов Российской Федерации до 14 декабря 2007 года;

представить на утверждение состав межведомственной рабочей группы по реализации  Программы реформирования до 20 декабря 2007 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов Республики Татарстан.

 Премьер-министр
Республики Татарстан

 Р.Н.Минниханов

      

      Программа
реформирования региональных финансов Республики Татарстан
на 2007-2009 годы
(утв.  постановлением КМ РТ от 29 ноября 2007 г. N 666)

      
      Концепция
Программы реформирования региональных финансов Республики Татарстан


Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан на момент формирования Программы реформирования региональных финансов Республики Татарстан

Республика Татарстан расположена в середине европейской части России на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны. Татарстан входит в Приволжский федеральный округ и граничит с республиками Башкортостан, Чувашия, Марий Эл и Удмуртия; Самарской, Ульяновской, Кировской и Оренбургской областями.

На территории республики площадью 67,8 тыс.кв.км (0,4% общей площади Российской Федерации) проживают 3,76 млн.человек (2,6% общей численности населения Российской Федерации), из них городского населения - 2,8 млн.человек, сельского - 0,96 млн.человек. Национальный состав населения республики по данным переписи 2002 года: татары - 52,9%, русские - 39,5%, чуваши - 3,4%, удмурты - 0,7%. Численность трудовых ресурсов составляет 2,4 млн.человек (1,9% от трудовых ресурсов России), численность занятого населения 1,8 млн.человек.

В состав республики входят 999 муниципальных образований, в том числе 2 городских округа, 43 муниципальных района, 38 городских поселений, 916 сельских поселений. Столица Республики Татарстан - г.Казань, крупнейший промышленный, научный и культурный центр России.

Республика Татарстан является одним из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов Российской Федерации и вносит весомый вклад в экономику России. В республике добывается более 6% от российской добычи нефти, производится более 17% российского производства грузовых автомобилей, 39% полиэтилена, 33% синтетического каучука, 31% автомобильных шин. По общему рейтингу среди регионов Приволжского федерального округа республика находится на 1 месте. По объемам валового регионального продукта, промышленного производства и инвестициям в основной капитал Республика Татарстан занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа и пятое в Российской Федерации. По производству сельскохозяйственной продукции республика находится на 2 месте в России.

Татарстан входит в группу регионов с благополучной социальной ситуацией, которая характеризуется ростом реальных денежных доходов и высокой покупательной способностью населения, низкой долей населения с доходами ниже прожиточного минимума, низким уровнем безработицы.

Растут основные составляющие показателя "качество жизни", который представляет из себя интегральную оценку совокупности показателей, включающих доходы населения, продолжительность жизни, социальную инфраструктурную обеспеченность, обеспеченность жильем, состояние системы правоохранения, уровень экологической безопасности, доверие к власти. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы планируется увеличение этого показателя до нормативного значения в 2010 году, а в перспективе - до среднеевропейских стандартов. В 2006 году среднедушевые денежные доходы населения сложились на уровне 9368,9 рублей, увеличившись по сравнению с 2004 годом в 2,2 раза. В январе-октябре 2007 года денежные доходы на душу населения увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 22,9% и составили 10944,5 рублей.

Реальные денежные доходы в 2006 году повысились по сравнению с 2005 годом на 19,7%. В январе-октябре 2007 года реальные денежные доходы повысились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 14,7%.

Одним из основных источников доходов населения является заработная плата. В 2006 году среднемесячная заработная плата работников в целом по республике увеличилась в 1,6 раза по сравнению с 2004 годом и составила 8850 рублей. В январе-сентябре 2007 года среднемесячная заработная плата работников сложилась на уровне 10955,7 руб., что на 28,9% больше соответствующего периода 2006 года. Рост реальной заработной платы в январе-сентябре 2007 года составил 20,8%. По уровню средней заработной платы Республика Татарстан занимает третью позицию среди регионов Приволжского федерального округа, уступая Самарской области и Пермскому краю.

По индексу развития человеческого потенциала, рассчитанному по методике ООН, Татарстан находится на 4 месте среди регионов России (впереди Москва, Тюменская область и Санкт-Петербург).

Главной целью, определяющей стратегию развития Республики Татарстан, является достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего стандартам развитых европейских стран, на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, эффективного использования человеческого капитала и природных богатств республики. Сегодняшние возможности Татарстана вполне позволяют добиться заданной цели по повышению благосостояния населения.

Экономика республики развивается устойчивыми темпами. Среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта в 2004-2006 годах составляли 6,5%, промышленной продукции - 6,3%. За три года (2004-2006 гг.) валовой региональный продукт вырос в сопоставимых ценах в 1,2 раза (в действующих ценах - в 1,6 раза) и составил в 2006 году 644,7 млрд.рублей, продукция промышленности увеличилась в 1,2 раза до уровня в 612,4 млрд.руб., инвестиции в основной капитал - в 1,4 раза и достигли 159 млрд.рублей.

За январь-август 2007 года объем валового регионального продукта составил 466,5 млрд.рублей, увеличившись на 9,1% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года (ВВП РФ - 7,9%). По итогам 2007 года ожидается прирост ВРП более 8%.

Промышленная политика на современном этапе сфокусирована на следующих основных составляющих, определяющих конкурентоспособность: формировании и развитии отраслевых и межрегиональных кластеров; стимулировании инвестиционных и инновационных процессов; модернизации и техническом перевооружении производства; освоении новых рынков и продвижении республиканской продукции. Определены республиканские "точки роста". Это глубокая переработка нефти, развитие нефтехимии, машиностроения и перерабатывающих отраслей. Как результат - высокие темпы роста в обрабатывающих производствах: в 2006 году - 113,7% к уровню 2005 г., в январе-октябре 2007 г. - 116,6% к соответствующему периоду прошлого года. Наиболее высокие темпы роста в январе-октябре наблюдались в химическом производстве - 131,4%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 126,4%, а также производстве транспортных средств и оборудования - 124,4%. За январь-октябрь 2007 года предприятиями республики отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг в действующих ценах на сумму 596 млрд.рублей, индекс промышленного производства составил 109% к соответствующему периоду прошлого года. По оценке, в 2007 году данный показатель будет на уровне 108,5%.

Крупнейшими промышленными объединениями являются ОАО "Татнефть" (г.Альметьевск), ОАО "КАМАЗ" (г.Набережные Челны), ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина" (г.Нижнекамск), ОАО "Казаньоргсинтез", ФГУП "КАПО им.С.П.Горбунова", ОАО "Казанский вертолетный завод" и другие.

В обеспечении динамичного развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, ее эффективное продвижение на мировые рынки.

В республике сформирована и динамично развивается инфраструктура инновационной деятельности - технопарки и инновационно-технологические центры, в которых размещаются инновационно-активные компании, отрабатываются модели трансфера технологий; проводится повышение квалификации специалистов, обеспечивающих кадровое сопровождение инноваций. В 2006 году в республике насчитывалось 14 технопарков, лидером среди которых является инновационно-производственный технопарк "ИДЕЯ".

Создан Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, помогающий развитию инновационных технологий во всех сферах экономики. Создан Региональный Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан", направленный на поддержку IT-технологий. Ведется работа по созданию технопарка в сфере высоких технологий и др. Значительным вкладом в развитие инновационной инфраструктуры не только Татарстана, но и России стало создание в Елабужском муниципальном районе особой экономической зоны.

Инновационная инфраструктура является средством для более полного использования потенциала малого бизнеса. Становлению предпринимательства в республике всегда уделялось большое внимание. Приняты республиканские программы поддержки малого предпринимательства, промышленная политика ориентирована на развитие малых предприятий вокруг крупных высокотехнологичных производств. В объеме ВРП доля малого предпринимательства в 2006 году составила почти 20%. В 2010 году поставлена задача довести эту долю до уровня не менее 30%.

Успешно развивается сельское хозяйство. Республика Татарстан, имея 2,1% сельхозугодий России, производит 4,7% общего объема ее сельскохозяйственной продукции, является крупнейшим производителем зерна, мяса, молока, яиц. Регион в полном объеме обеспечен сельскохозяйственными продуктами.

Объем выпущенной продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозпроизводителями в 2006 году, составил 77,2 млрд.рублей или 106,0% в сопоставимых ценах к предыдущему году. Валовой сбор зерна составил 4,158 млн.тонн. В январе-октябре 2007 года объем выпущенной продукции сельского хозяйства составил 82,9 млрд.рублей и увеличился в сопоставимой оценке по сравнению с январем-октябрем 2006 года на 4,6%. Валовой сбор зерна составил 5,0 млн.тонн в первоначально-оприходованном весе.

Политическая и социально-экономическая стабильность, развитая промышленность и сельское хозяйство, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, современная инфраструктура и благоприятные условия для ведения бизнеса способствуют притоку в республику иностранного капитала. Объем накопленных иностранных инвестиций в республике превышает 1 миллиард долларов США. Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества. Развиваются связи республики и с международными организациями, среди которых ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Всемирный Банк, ряд других международных объединений. В мае текущего года подписан ряд соглашений с Европейским Банком реконструкции и развития.

Республика Татарстан входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России, что подтверждается последними данными международных рейтинговых агентств: Standard & Poor's, которое повысило в 2006 году долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана до "ВВ-" прогноз - "стабильный"; Moody's Investors Service - по заимствованиям в иностранной валюте - до "Bal" прогноз - "стабильный", Fitch Ratings - рейтинг "ВВ+", прогноз "стабильный". В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России рейтингового агентства "Эксперт РА" республика на протяжении всего десятилетнего периода, в течение которого проводился рейтинг, входила в первую десятку регионов России с наименьшим инвестиционным риском и семь раз входила в число десяти регионов с наивысшим инвестиционным потенциалом. Сочетание высокого потенциала и низкого инвестиционного риска ставит Татарстан в число наиболее благоприятных для инвестиций регионов, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Московской областью.

За 2004-2007 годы в экономику республики привлечено инвестиций в основной капитал в сумме 531,3 млрд.рублей. В январе-октябре 2007 года на развитие экономики и социальной сферы в Республике Татарстан использовано инвестиций в сумме 147,8 млрд.рублей или 115,4% в сопоставимых ценах к уровню января-октября 2006 года.

Общая площадь жилья, введенного на территории республики за период 2004-2007 гг., составила более 6 млн.кв.метров. В 2006 году введено 1778,8 тыс.кв.м общей площади жилых домов, что составило 108,4% к уровню 2005 года. По вводу в действие жилых домов Республика Татарстан находится на первом месте среди регионов Приволжского федерального округа. В январе-октябре 2007 года введено 1589,3 тыс.кв.м жилья, что в 1,4 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года. Основные направления государственной жилищной политики регламентированы Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", в рамках которого в настоящее время реализуются три жилищные программы, направленные на обеспечение и улучшение условий проживания граждан, в том числе через социальную ипотеку. С 2005 года на реализацию Программы социальной ипотеки было мобилизовано свыше 17,6 млрд.рублей, построено квартир общей площадью более 650 тыс.кв.м, перечислены средства на кредитование строительства индивидуальных домов для 1027 семей, проживающих в сельской местности. В 2006 году улучшили жилищные условия 7467 семей. За 9 месяцев 2007 года в рамках реализации Программы введено 3482 квартиры (214 тыс.кв.м).

Большое внимание уделялось развитию инфраструктуры. Введено в строй одно из крупнейших сооружений в Европе - мостовой переход через реку Кама, который имеет важное значение в развитии транснациональных коридоров страны. Построен уникальный мост через р.Казанка. Реконструирован международный аэропорт. В Казани в 2005 году появился новый вид городского транспорта - современный метрополитен. С целью дальнейшего развития дорожно-транспортного комплекса разработана "Стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2040 годы". В 2006 году введены в эксплуатацию автомобильные дороги протяженностью 200 км, выполнен ремонт почти 600 км автомобильных дорог. Проведены работы по приведению в нормативное состояние более 50 км дорожно-уличной сети сельских населенных пунктов.

Доходы консолидированного бюджета Республики Татарстан за период с 2004 по 2006 годы увеличились с 75,0 до 88,3 млрд.рублей. Рост доходов консолидированного бюджета республики за этот период составил 118%. За 9 месяцев текущего года доля получаемых средств из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Республики Татарстан составила 10,6% или 7,8 млрд.рублей.

Реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан на 2001-2006 годы" позволила увеличить как собственные доходы консолидированного бюджета республики, так и налоговые перечисления в федеральный бюджет. С 2004 по 2006 годы собственные доходы увеличились на 16,3 млрд.рублей и составили в 2006 году 73 млрд.рублей. За 9 месяцев 2007 года собственные доходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 65,6 млрд.рублей и увеличились относительно аналогичного периода 2006 года на 25%.

На реализацию национальных проектов в республике в 2006 году было выделено из федерального бюджета 5,7 млрд.рублей и 5,0 млрд.рублей из бюджета республики. За 10 месяцев 2007 года соответственно 4,3 млрд.рублей и 3,2 млрд.рублей. Их реализация оказывает существенное влияние на развитие социальной сферы.

Банковский сектор Республики Татарстан - один из самых крупных и стабильно работающих на рынке банковских услуг в Российской Федерации. Объем средств, привлеченных всеми банками, расположенными на территории республики от предприятий и организаций за период с 2004 года по настоящее время вырос примерно в 3,1 раз и составил на 01.10.2007 года 295,3 млрд.рублей. Рост вкладов, привлеченных банками от населения, вырос в 2,1 раз и составил на 1 октября 2007 года 87,96 млрд.рублей.

За период с 2004 года по настоящее время совокупные активы банковской системы выросли в 3 раза и составили на 1 октября 2007 года 397,1 млрд.рублей.

По общему числу кредитных организаций республика находится на 4 месте в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Дагестан. По количеству банков с зарегистрированным уставным капиталом свыше 150 млн.рублей Татарстан уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. Крупными в республике являются 17 из 26-ти кредитных организаций, или 65,4% (в целом по России - 46,7%), причем, у 12-ти из них (у 46,2%) зарегистрированный уставный капитал от 300 млн.рублей и выше (в целом по России - 24,8%).

Капитальная база самостоятельных банков Татарстана с 2004 года по настоящее время выросла в 2,4 раза (на 28,9 млрд.рублей) и достигла на 1 октября 2007 года 50,2 млрд.рублей. При этом рост обеспечили почти все банки, а лидерами стали: "Ак Барс" - на 17,6 млрд.рублей, "Татфондбанк" - на 4,5 млрд.рублей, "Энергобанк" - на 1,9 млрд.рублей, "Девон-Кредит" - на 1,7 млрд.рублей. Совокупный объем прибыли банков с 2004 года увеличился на 3,3 млрд.рублей и составил на 1 октября 2007 года 6,4 млрд.рублей, причем 60,2% (3,9 млрд.рублей) приходится на долю республиканских банков.

С 2004 года банки активно наращивали объемы кредитования на территории республики, общая сумма которых за анализируемый период выросла в 3,4 раза и достигла 317,4 млрд.рублей, в том числе выросли кредиты экономике и населению - в 3,3 раза и составили на 1 октября 2007 года 301 млрд.рублей.

О стабильности и положительном развитии банковского сектора республики свидетельствует и тот факт, что при общей тенденции роста объемов кредитования населения и экономики, который составил 50,9% с начала 2007 года, доля просроченных кредитов составила 0,7% от общей суммы кредитных вложений и увеличилась с начала года на 22,5%.

Важнейшие стратегические направления дальнейшего развития республики определены в Программе социально-экономического развития до 2010 года, утвержденной Законом Республики Татарстан. Одним из приоритетов на ближайшее будущее остаются задачи дальнейшего повышения качества жизни населения и развития социальной сферы. Завершается разработка Программы долгосрочной стратегии развития республики в форме "Программы развития и размещения производительных сил на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года".

Обоснование необходимости реформ управления финансами Республики Татарстан в 2007-2009 годах

Совершенствование управления системой общественных финансов республики осуществляется постоянно в процессе ее развития.

Многие новые инструменты государственного и финансового управления, внедряемые на федеральном уровне, получили свое активное применение в Республике Татарстан.

В настоящее время система управления финансами должна развиваться в соответствии с приоритетами, установленными Программой социально-экономического развития до 2010 года и перейти на качественно новый уровень в связи с переходом к трехлетнему бюджетированию и внедрением целого спектра новых инструментов, введенных в 2007 году в новую редакцию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Реформа финансовой системы не может не затрагивать и другие сферы государственного управления, в связи с этим в Республике Татарстан признано целесообразным именно в настоящее время разработать, принять и планировать к реализации комплексную систему реформ общественных финансов.

Такая реформа должна увязать новшества в системе планирования, исполнения и контроля исполнения бюджета с инструментами программно-целевого бюджетирования и новыми организационно-правовыми механизмами оказания государственных услуг.

А повышение степени открытости финансовой системы с целью получения оценок проводимой органами власти Республики Татарстан бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения республики должно способствовать политической стабильности и устойчивости системы в процессе преобразования.

Цели реформы управления финансами

Основной целью реформы системы управления общественными финансами Республики Татарстан является повышение эффективности использования бюджетных средств, подразумевающее:

- использование бюджетных средств в зависимости от потребностей в оказании государственных услуг с одновременным повышением их качества;

- совершенствование форм управления бюджетной системой Республики Татарстан;

- развитие инструментов взаимодействия государственного и частного сектора в сфере общественных финансов;

- совершенствование финансовых взаимоотношений с муниципальным уровнем.

Задачи проводимых реформ

Достижение поставленных в Программе реформирования целей требует решения следующих задач:

- совершенствование нормативно-правовой базы бюджетного процесса при переходе к трехлетнему бюджету;

- модернизация бюджетного процесса, связанная с внедрением новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля;

- стандартизация государственных услуг и развитие альтернативных способов их оказания;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»