Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 января 2007 г. N 15
"Об утверждении республиканской целевой программы "Модернизация
амбулаторно-поликлинической службы в Республике Татарстан"
на 2007-2009 годы
В целях повышения доступности, обеспечения преемственности и качества амбулаторно-поликлинической помощи Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Модернизация амбулаторно-поликлинической службы в Республике Татарстан" на 2007-2009 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию указанной программы исходя из возможностей доходной части бюджета Республики Татарстан, в том числе за счет программы капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан на соответствующий год и средств, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов на капитальный ремонт учреждений здравоохранения республики.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел по вопросам здравоохранения Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан | Р.Н.Минниханов |
Республиканская целевая программа
"Модернизация амбулаторно-поликлинической помощи в Республике
Татарстан на 2007-2009 годы"
Паспорт
республиканской целевой программы
"Модернизация амбулаторно-поликлинической помощи
в Республике Татарстан на 2007-2009 годы"
Наименование | "Модернизация амбулаторно-поликлинической помощи в |
Основание | Послание Президента Республики Татарстан Государственному |
Государст- | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государст- | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Основной | Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Цель | Снижение смертности населения за счет раннего выявления |
Основные | Повышение доступности, обеспечение преемственности и |
Сроки | 2007-2009 гг. |
Основные | 1. Оптимизация работы и улучшение качества оказываемой |
Объемы и | Общий объем финансирования - 2041421,98 тыс.рублей, в том |
Ожидаемые | снижение смертности от болезней системы кровообращения с |
I. Содержание проблемы
В структуре смертности населения Республики Татарстан в течение ряда лет преобладает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, травматизма и онкологической патологии.
Увеличивается доля обращений к врачу по поводу хронических патологий, течение болезней становится более тяжелым и длительным. Растет удельный вес запущенных заболеваний, лечение которых требует значительных затрат.
На каждом этапе оказания медицинской помощи гражданам предоставляется достаточно большой объем медицинских услуг, однако в связи с низкой укомплектованностью кадрами, недостаточно высоким профессиональным уровнем, а также недостаточной оснащенностью современным оборудованием не обеспечивается достижение главной цели - снижения смертности и улучшения состояния здоровья населения.
Несмотря на возрастающий объем внебольничной помощи, ее качество и эффективность остаются крайне низкими. За последние пять лет число умерших в стационаре колеблется в пределах 15% всех умерших в республике. По данным экспертов, практически 97 из 100 больных с инфарктом миокарда умирают на дому, что свидетельствует о проблемах в организации медицинской помощи, в первую очередь, в амбулаторно-поликлиническом звене, где вследствие низкой фондовооруженности медицинская помощь не соответствует современным возможностям медицины.
В настоящее время первичная медицинская помощь выдвигается на первый план и требует реформирования: изменения идеологии организации, пересмотра функционирования и схем взаимодействия большинства служб медицинских учреждений первичного звена. Необходимо обеспечить заинтересованность медицинских работников в повышении показателей здоровья населения, ослабить нагрузку на стационар и стимулировать выполнение первичным звеном функций по координации оказания медицинской помощи на всех этапах.
Особую роль в организации и проведении диспансерных и профилактических осмотров, оказании доврачебной помощи играют ФАП как наиболее приближенные к месту проживания сельского населения. За последние годы в ходе реформирования здравоохранения сеть ФАП в республике была не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие, улучшилась обеспеченность большинства ФАП в соответствии с табелем оснащения медицинским оборудованием и инструментарием. Вместе с тем низкая оснащенность ряда ФАП стерилизаторами, гинекологическими креслами, стерилизационным оборудованием и др. не позволяет обеспечить выполнение ряда лечебно-профилактических процедур, предусмотренных существующими стандартами оказания медицинской помощи. Необходима более углубленная подготовка фельдшерско-акушерского персонала в комплексе с оснащением ФАП современными средствами транспорта и связи, способствующими расширению круга их полномочий по ведению больных. Согласно действующим штатным нормативам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. N 900, минимальное удаление ФАП от лечебно-профилактического учреждения (далее - ЛПУ) составляет 2 км. Кроме того, ФАП организуется в населенном пункте с численностью населения менее 300 человек, если населенный пункт удален от ЛПУ более чем на 6 км. В настоящее время в Республике Татарстан обеспеченность населения ФАП составляет 1 ФАП на 523 человека.
Кроме того, обращает на себя внимание необеспеченность ФАП подводящими коммуникациями. 81,7% ФАП не обеспечены канализацией, 74,5% - центральным водоснабжением, 47,3% - не газифицированы, 41,3% - не имеют телефонной связи. В настоящее время, в условиях реструктуризации учреждений здравоохранения, перепрофилирования маломощных и неэффективных медицинских учреждений необходимо дальнейшее расширение сети ФАП, в т.ч. путем строительства новых. Планируется строительство 149 ФАП общей (суммарной) площадью 7450 кв.метров (учитывая необходимый набор помещений и кабинетов, площадь одного ФАП в среднем составляет 50 кв.метров). Основная часть ФАП имеет высокий процент износа, в других случаях здание ФАП отсутствует. В тех случаях, когда состояние зданий позволяет их дальнейшее использование, здания планируется продать. Сумма от капитализации освобождающихся ФАП составит 873,0 тыс.рублей.
Многолетняя ориентация амбулаторно-поликлинической службы на ее дифференциацию и специализацию привела к тому, что большая часть лечебно-профилактических функций и врачебных манипуляций, составляющих базовую подготовку участкового врача, была передана узким специалистам амбулаторно-поликлинического звена. Это привело к потере взаимодействия между участковым терапевтом и врачами - специалистами при ведении больных. Участковый врач перестал отвечать за здоровье прикрепленного населения, в его деятельности преобладают диспетчерские функции. Узкие специалисты перегружены пациентами (до 40%) с патологией, не требующей первостепенного внимания.
Наименее эффективным разделом деятельности участкового врача стала организация медицинской помощи на дому. Более 45% всех заболеваний, а в осенне-зимний период - 80-90%, начинается с вызова врача на дом. Эта работа занимает более 40% рабочего времени участкового врача, проводится без использования передвижного медицинского оборудования, экспресс-методов лабораторного исследования и, как правило, сводится к компенсации своими посещениями социальной заброшенности пожилых людей.
Основная цель реформирования амбулаторно-поликлинической службы - дать населению более профессионально подготовленного специалиста в лице врача общей практики с новым имиджем, ориентацией на приоритетность профилактической работы и достойной зарплатой. В связи с этим в 2003 г. Минздравом Республики Татарстан была разработана и утверждена Кабинетом Министров Республики Татарстан республиканская целевая программа "Общеврачебная (семейная) практика", которая стала основной нормативной базой для организации работ и определила модель, условия, порядок и последовательность внедрения общей врачебной практики.
На опыте работы амбулаторно-поликлинических учреждений 29 районов республики, проработавших по принципу общей врачебной практики не менее одного года, была показана интенсификация использования ресурсов при меньших затратах, повышение качества медицинской помощи и ответственности врача за пациента. Организация общей врачебной практики расширила диапазон предоставляемых врачом медицинских услуг за счет оказания многопрофильной первичной медицинской помощи, в том числе отдельных услуг по хирургии, оториноларингологии, офтальмологии, неврологии. В деятельности врача общей практики объем работы по смежным специальностям составил 34,5% (терапия - 65,5%, ЛОР - 6,5%, хирургия - 8,9%, офтальмология - 4,2%, неврология - 13,8%). В 2004 году эта цифра составляла лишь 25,2% (терапия - 74,8%, ЛОР - 4,8%, хирургия - 6,5%, офтальмология - 3,4%, неврология - 9,9%). На тех территориях, где развивается служба общей врачебной практики, число вызовов скорой медицинской помощи сократилось на 19,3% (2004 г. - 10,2%), доля вызовов скорой помощи к хроническим больным, состоящим под диспансерным наблюдением, в часы работы ВОП составила 12,2% (2004 г. - 13,8%), доля же неотложной госпитализации больных хроническими заболеваниями, состоящих под диспансерным наблюдением, - 10,9%.
Одной из главных проблем реализации настоящей Программы является низкая укомплектованность поликлиник участковыми врачами (40-60%), в основном пенсионного возраста. При этом численность прикрепленного населения достигает 4-5 тыс. человек (при нормативах - 1500-1700 человек).
Уровень знаний бывших участковых терапевтов, ставших врачами общей практики, не всегда соответствует необходимой квалификации и профессионализму.
Деятельность врача общей практики затрудняет слабая материально-техническая база учреждений, недостаточная оснащенность необходимым лечебно-диагностическим оборудованием. На современном этапе актуальным вопросом является обеспечение врачей первичного звена компьютерной техникой. Автоматизация рабочих мест, учетно-отчетных процессов позволит объективизировать результативность деятельности амбулаторно-поликлинического звена на основе использования мониторинговых систем, анализирующих комплекс медико-экономических статистических показателей.
Одной из причин низкой ресурсоэффективности амбулаторно-поликлинического звена является сохранение принципа финансирования в расчете на ресурсные показатели (количество посещений), вследствие этого врач заинтересован в наращивании количества посещений, а не в сохранении здоровья прикрепленного населения. В целях улучшения качества медицинской помощи приказом Министерством здравоохранения Республики Татарстан (от 20.06.2005 N 548) в лечебно-диагностический процесс амбулаторно-поликлинических учреждений Республики Татарстан внедрены "Стандарты медицинской помощи. Часть 2. Амбулаторно-поликлиническая помощь" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Кроме того, на первом этапе необходимо разработать, утвердить и внедрить критерии оценки деятельности медицинских работников амбулаторно-поликлинической службы с последующим осуществлением дифференцированного подхода к оплате труда в зависимости от объема и качества оказанной помощи.
На сегодняшний день существует проблема недостаточного и в ряде случаев некомпетентного информирования общественности о враче общей практики, объеме его деятельности и т.д., что в результате приводит к неадекватному восприятию проводимых реорганизационных мероприятий в первичном звене здравоохранения.
Таким образом, отмеченные неблагоприятные тенденции в организации амбулаторно-поликлинической помощи населению подчеркивают несомненную актуальность проблемы и требуют принятия комплекса мер, определенных настоящей Программой. Взаимосвязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий обеспечивает эффективное решение системных проблем в области государственного, социально-экономического развития Республики Татарстан.
Однако реализация требуемых мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, в полном объеме невозможна за счет средств текущего финансирования. Необходимы дополнительные финансовые вливания.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Целью Программы является снижение смертности населения за счет раннего выявления патологии (в первую очередь, сердечно-сосудистой системы), своевременного лечения и наблюдения.
Для этого предполагается решить следующие задачи: повышение доступности, обеспечение преемственности и качества амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе путем укрепления доврачебной медицинской помощи и дальнейшего развития службы общей врачебной практики
Программа рассчитана на 2007-2009 годы.
Промежуточные результаты
Задачи | Промежуточные показатели |
Повышение доступности, | снижение смертности от болезней системы |
В случае несоответствия результатов выполнения настоящей Программы индикаторам ее оценки реализации Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан с участием Министерства финансов Республики Татарстан по результатам проводимых экспертиз Программы вносит в Кабинет Министров Республики Татарстан предложение о досрочном прекращении ее реализации с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений).
III. Система Программных мероприятий
В соответствии с поставленной задачей Программа предусматривает мероприятия по следующим основным разделам:
1. Оптимизация работы и улучшение качества оказываемой
медицинской помощи в ФАП
1.1. Укрепление материально-технической базы ФАП
Строительство новых ФАП, обеспечивающих максимальное приближение медицинской помощи к месту жительства пациентов;
капитальный ремонт ФАП, обеспечение их внутренней инженерной инфраструктурой и подводящими коммуникациями;
оснащение ФАП медицинским оборудованием.
1.2. Обеспечение ФАП кадрами
Усовершенствование и переподготовка фельдшеров для ФАП.
2. Развитие сети офисов/центров общей врачебной практики
2.1. Модернизация и реструктуризация системы оказания
амбулаторно-поликлинической помощи на основе дальнейшего
развития общей врачебной практики
Реорганизация врачебных амбулаторий в офисы/центры общей врачебной практики;
развитие сети дневных стационаров и стационаров на дому;
открытие в офисах/центрах общей врачебной практики отделений (отделов) оказания неотложной помощи.
2.2. Укрепление материально-технической базы офисов/центров общей
врачебной практики
Строительство офисов/центров общей врачебной практики;
капитальный ремонт и реконструкция врачебных амбулаторий;
телефонизация рабочих мест врачей общей практики;
газификация врачебных амбулаторий;
оснащение офисов/центров общей врачебной практики лечебно-диагностическим оборудованием в соответствии с табелем оснащения, замена устаревшего медицинского оборудования.
3. Развитие службы общей врачебной практики на базе существующих
участковых больниц
3.1. Модернизация и реструктуризация системы оказания
амбулаторно-поликлинической помощи на основе дальнейшего
развития общей врачебной практики
Реорганизация амбулаторных отделений участковых больниц в отделения общей врачебной практики;
развитие сети дневных стационаров и стационаров на дому;
открытие в амбулаторных отделениях участковых больниц пунктов оказания неотложной помощи.
3.2. Укрепление материально-технической базы общей врачебной